Конан Дойл: грани личности

Если спросить любого человека на улице, чем прославился Артур Конан Дойл, последует незамедлительный ответ – «Написал Шерлока Холмса». Наиболее образованные вспомнят, что Дойл не особо радовался подобной славе, и будут совершенно правы. Хотя, казалось бы, как можно оставаться недовольным, создав нечто столь гениальное?
А проблема, как ни странно, заключалась в критиках. Современники Дойла отнюдь не собирались признавать в нем великого писателя, а в «Записках о Шерлоке Холмсе» – сколько-либо значимое произведение. Рассказы и повести о самом знаменитом (в наши дни) сыщике воспринимались как чтиво для подростков, да и к тому же не оригинальное, а калька с произведений Эмиля Габорио о детективе Лекоке. Литературная мода в конце XIX века была поистине странной, превознося фантастику, но считая детективы жанром низким и второсортным. К числу «серьезной британской литературы» в те годы относили, к примеру, Герберта Уэллса. Сказать, что Дойла подобная ситуация раздражала – не сказать ничего. В 1893 году он попытался покончить со своим героем в рассказе «Последнее дело Холмса», но моментально осознал, что «второсортный жанр» обожают не только подростки, но и масса весьма уважаемых и серьезных людей, в числе которых – сама королева Виктория. Выбравшись из-под лавины писем поклонников, недовольных чересчур резким финалом, Дойл смирился со вполне заслуженной славой и воскресил Шерлока Холмса. Хотя справедливости ради надо признать – Артур Конан Дойл получил бы известность, не написав ни единого детектива. А возможно даже и вовсе не становясь сочинителем.
Врач, солдат, юрист
Многие знаменитые писатели предпочитали размеренный образ жизни, создавая невероятные приключения на бумаге исключительно силой воображения. У Артура Конана Дойла с воображением был полный порядок, но при этом он предпочитал самостоятельно переживать любые возможные авантюры. В двадцать один год, только-только отучившись на медицинском факультете Эдинбургского университета, он взошел на борт китобойного судна «Хоуп», чтобы семь месяцев наблюдать за морской охотой в арктических водах. В 1900-м году, будучи уже богатым человеком и состоявшимся писателем, отправился на англо-бурскую войну в качестве обычного хирурга военно-полевого госпиталя. В 1914-м рвался на фронт Первой Мировой, но записавшегося добровольцем пятидесятипятилетнего мэтра не пропустила медкомиссия. Наконец, во второй половине 20-х Дойл просто путешествовал по всему свету, посещая континенты по очереди и вернулся в Англию лишь в 1929 году, чтобы отпраздновать юбилей.
После окончания Первой Мировой Дойл пробовал себя в правозащитной деятельности – и с немалым успехом! Самым ярким примером стало «дело Эдалджи». Британский юрист, индус по происхождению, был незаконно обвинен в убийстве домашнего скота. Полиция, не вникая в улики, создала дело на основе расовых предрассудков, и несчастный Эдалджи три года провел на каторжных работах. Все эти годы настоящий преступник продолжал резать скот, но, несмотря на это, выпущенный на свободу индус не был оправдан и не мог работать по профессии. Конан Дойл провел собственное расследование и не только убедительно доказал невиновность подзащитного, но даже вычислил убийцу с помощью дедуктивного метода! Именно этот эпизод показал несовершенство британской юридической системы тех времен, а также привел к созданию первого в Англии аппеляционного суда.
Дела призрачные
Дойл обращался к политике, дважды выставляя свою кандидатуру на местных выборах в Эдинбурге, но оба раза потерпел поражение. Состоялся как публицист, в основном выпуская статьи и письма на тему войны и обсуждения колониальной политики Европы. Изначально яростно защищал право Англии вести войны на Африканском континенте. После участия в англо-бурской войне и выпуска книги «Англо-бурская война» даже получил ироничное прозвище «Патриот», которое носил с гордостью. Но впоследствии, наблюдая за жестокими колониальными завоеваниями Бельгии в Конго, Дойл начал сомневаться в своих убеждениях и неоднократно спорил на эту тему с Редьярдом Киплингом.
Считается, что Первая Мировая война подтолкнула писателя к спиритуализму, но на самом деле Дойл увлекался им еще с 1880-х годов. Может показаться поразительным, что человек, создавший Холмса и описавший дедуктивный метод, начал заниматься мистикой, но на деле противоречие вовсе не столь велико. В конце XIX – начале XX века не только писатели, но и многие видные ученые не торопились отрицать существование призраков, медиумов или каких-либо потусторонних явлений. Вторая жена Конана Дойла, Джин Леки, сама считалась сильным медиумом, и явно имела большое влияние на любящего мужа. Дойл проповедовал спиритуализм, но не безрассудно, изучая все доступные материалы и выпуская собственные труды на интересующую его тему. Самым масштабным из них стал двухтомник «История спиритуализма», опубликованный в 1923 году, а еще через два года Дойла избрали почетным президентом на Международном конгрессе спиритуалистов в Париже. К слову, последний сборник рассказов про не принимающего какую бы то ни было мистику Шерлока Холмса, вышел еще двумя годами позже.
Сам себе критик
И все же писатель был, безусловно, главным среди многочисленных граней личности Артура Конана Дойла. Его произведения отличались простым, но ярким и точным языком, а персонажи запоминались на многие поколения вперед. Кроме Шерлока и Ватсона был еще бравый бригадир Жерар, французский кавалерист из армии Наполеона Бонапарта, а также эксцентричный профессор Челленджер, протагонист «Затерянного мира» и других романов и рассказов. Хотя приключения героев Дойла выдуманы от начала и до конца, все детали окружающих их эпох выписаны с невероятной точностью. В конце концов, Конан Дойл всегда мечтал писать исторические романы, хоть единственным подобным произведением можно назвать только «Белый отряд». Тот, кстати, считался в 1891 году «лучшим историческим рыцарским романом после «Айвенго».
Несмотря на богатство и известность, любовь тысяч поклонников, состоявшуюся семейную жизнь и дружбу со множеством выдающихся людей, Артур Конан Дойл никогда не был по-настоящему доволен собой и окружающим миром. Цикл о Холмсе, пусть уважаемый самой королевой Викторией, так и остался в глазах маститых критиков несерьезной, развлекательной литературой. «Затерянный мир» оказался крайне популярен, но опять же не воспринят как серьезное научно-фантастическое произведение на уровне романов Уэллса. Труды по спиритуализму вышли в относительно узких кругах, не притянув к себе широкую аудиторию читателей. Может именно поэтому Дойл продолжал писать книги и статьи до самой смерти в 1930 году. Он стремился сделать лучше не только свою возлюбленную Англию, но и весь мир – посредством детективов, научной фантастики и изучения спиритизма. И разве кто-то осмелится сказать, что ему это не удалось?
Сергей Евтушенко
Автор фото: Arnold Genthe
Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.
Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.