Камилла, обезумевшая от любви

Судьба этой необыкновенной женщины трагична. Ей многое было дано: талант, красота, признание, любовь гения. Но финал этой блестящей жизни печален: одинокая смерть после тридцати лет заточения в психиатрической клинике. Однако творчество Камиллы Клодель всегда будет предметом восхищения ценителей подлинного искусства.
Прекрасная лучница
Камилла Розали Клодель родилась 8 декабря 1864 года в добропорядочной буржуазной семье. Ее отец Луи-Проспер Клодель был почтенным государственным чиновником, мать, Луиза Клодель, — наследницей зажиточных землевладельцев с крепкими крестьянскими корнями. Словом, Клодели являлись типичными представителями провинциальной французской буржуазии того времени — состоятельные консерваторы, для которых благопристойность – главная добродетель. И вот в такой-то семье появились на свет двое необычных детей — Камилла, ставшая знаменитым скульптором, и Поль — будущий известный поэт. Камилла родилась под знаком Стрельца, подарившего ей импульсивность и горячность стихии Огня. Ничто так полно не отражает сущность Стрельца, как его символ — кентавр, целящийся из лука. Она была совсем крохой, когда взрослые заметили ее главную страсть - ваяние. Взрослея, она все более страстно отдается этому занятию: самостоятельно постигает премудрости изображения живой натуры, заставляя домашних позировать для своих скульптур. Мать с тревогой следила за развитием дочери: зачем девице из порядочной семьи марать руки в глине!? Это не поможет удачно выйти замуж, то есть исполнить предназначение. Женщина-скульптор?! Да это нонсенс! Это мужское занятие, - заявила мамаша-Клодель. Таково было и общественное мнение того времени. К счастью, отец не противился художественным склонностям своих старших детей, что было весьма необычно для провинциального чиновника.
Он был вынужден переезжать на новое место жительства всякий раз, как получал новое назначение. Камилле было пятнадцать, когда семья вслед за отцом переехала в городок Ножан-сюр-Сен. Там на ее работы обратил внимание скульптор Альфред Буше. Он был поражен дарованием юной девушки и взялся ее учить. А через четыре года Луи-Проспер принимает судьбоносное решение отправить семью в Париж, чтобы дети получили первоклассное образование.
Роковая любовь
Камилла в восторге — Париж открывает новые горизонты для ее деятельности! Она посещает Академию Коларосси и вместе с тремя подругами-англичанками снимает мастерскую на улице Нотр-Дам-де-Шан, куда регулярно заглядывает Альфред Буше. Мастерство Камиллы все расцветает, да и сама она к семнадцати годам превратилась в замечательную красавицу. Тогда-то судьба и свела ее - молоденькую, гибкую и пылкую, - с сорокалетним Огюстом Роденом. Он был не красавец – этот грузный бородач – но его гений пленил Камиллу.
Роден сразу оценил уровень работ мадемуазель Клодель. Так она стала первой женщиной его ученицей. Но мэтра пленила и ее красота. Вскоре Камилла стала его моделью, а затем и возлюбленной. Это был особенный союз, полный высшей гармонии — любовников связывала не только взаимная страсть, но и совместное творчество: работая над созданием «Врат Ада» - скульптурной композицией по мотивам «Божественной комедии» Данте — Роден привлекает Камиллу в качестве главной помощницы. Она и позирует — не одной грешнице ссудила она свое тело, и творит — не к одной фигуре Клодель, судя по всему, приложила руку.
Разумеется, Камилла скрывала эту связь от семьи: мало того, что Роден - не подходящая партия, так он еще и открыто живет с гражданской женой Розой Бере. Нет-нат, для девушки из порядочной семьи эта любовь была недопустимой. Как муза Родена она оставалась в тени, но как мастер – уже имела репутацию высочайшего класса. Она не только овладела всеми премудростями лепки, но и мрамор тесала с энергией и точностью, каких не достиг и сам Роден. За внешней экзальтированностью и свободолюбием Камиллы скрывались качества, проявляемые Стрельцом на внутреннем уровне — стремление к стабильности, желание удержать то, что уже сложилось. Двойственное положение при Родене — и в плане творчества, и в личных отношениях, оскорбляло сильную и темпераментную Камиллу.
Годы одиночества
С 1893 года в отношениях с Роденом начинается разлад. И именно с этого времени начали проявляться первые признаки душевной болезни Камиллы. Втайне она всем сердцем желала, чтобы Роден женился на ней. Но он продолжал жить с Розой Бере. И Камилла решилась на разрыв.
Расставшись с Роденом, Камилла оказалась в тяжелой ситуации: их связь уже не была ни для кого тайной, мать считала ее позором семьи Клоделей. В душе Камиллы бурлит ненависть к бывшему возлюбленному, исковеркавшему ее судьбу. Эта горькая обида постепенно превратилась в настоящую паранойю: Камилле начало казаться, что бывший любовник ворует ее творческие идеи. Ей всюду мерещились агенты Родена. Она решила уничтожать все созданное, чтобы оно не досталось постылому Родену…
Связи с внешним миром становились все слабее, работы не продавались, наступила нищета… Она почти не выходя из своей квартиры-мастерской на набережной Бурбон. Ей все время мерещился стук в дверь – о, это опять ее преследуют клевреты Огюста!
В марте 1913-го родственники настояли на принудительной госпитализации. Два здоровых санитара связали ее и увезли в сумасшедший дом. Она провела там тридцать лет! Писала друзьям и родным, умоляла забрать ее домой. Не было ответа. Камилла скончалась 19 октября 1943 года в приюте для душевнобольных. Похоронили ее безымянной, где могила прекрасной художницы – неизвестно. Так закончилась жизнь той, о ком критик Октав Мирабо сказал: «Она - бунт против природы: она женщина - гений!».
Юрий ЗВОНКОВ
Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.
Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.