Разноцветный эгоист

Яркие жизнеутверждающие тона, пальмы, синее море с романтичным парусником на фоне заката… Кто-то увидит в «Средиземноморском пейзаже» Пабло Пикассо прибрежную идиллию, кто-то - неизбывную печаль с грустью пополам. Впрочем, и те, и другие будут правы.
Идиллию создает ласковое море, вилла и закат - невозможно любоваться этим и не попасть под завораживающий магнетизм «Средиземноморского пейзажа». А печаль… Что ж, она тоже чувствуется в полотне. Ведь именно в тот период, когда Пикассо писал свой пейзаж, он болезненно переживал разрыв со своей Франсуазой. Потому что это была особенная девушка, неповторимая – с ней единственной отношения у мэтра развивались постепенно и плавно. Кроме того, она же стала первой и последней, кто бросил мастера обольщения.
Это его-то – Пикассо! Он сам расставался с надоевшими музами, меняя женщин, как перчатки, и предпочитая только молодых спутниц жизни. «Пока я живу с юной, это и меня делает таковым», - не уставал повторять сластолюбец. А тут Франсуаза Жило, которая на 40 лет была младше мэтра, взяла и дала ему отставку - ушла, забрав с собой детей. Это ошеломило художника, заставило его страдать – отсюда и темные обводы и контуры на всем, что изображено на пейзаже, включая парусник.
Так уж повелось, что у Пикассо хватало и любимой работы, и, конечно же, женщин. Последние-то и помогали ему переносить те самые муки повседневности, выступая в качестве муз, натурщиц и партнерш по постели одновременно.
Вряд ли кто-то из серьезных художников любил столько женщин, сколько было у Пикассо. Нет, он их, конечно же, не считал, но был непревзойденным фокусником по превращению богинь, как он сам выражался, в «половые коврики». И начались подобные метаморфозы еще в «Плавучей прачечной» - именно так загадочно («Бато-Лавуар») называлось общежитие для нищих художников на Монмартре, в котором он поселился, начав в 19 лет самостоятельную жизнь в Париже.
Розовая муза с зелеными глазами
Одной из таких богинь стала великолепная Фернанда Оливье, открывшая его «розовый» период. После «Нищего старика с мальчиком», «Завтрака слепого», «Матери и дитя» и прочих пессимистичных полотен «голубого» периода с его отчаянием и давящими своим холодом темно-синими красками «розовый» период творчества мастера был более радужным. Ушло время, когда Пабло, впав в депрессию, курил опиум, чтобы хоть на время притупить чувство уныния. Сейчас он любил и был любимым. И Пикассо не смущало то, что его зеленоглазая модель, которая делила с ним постель, была на голову выше своего кавалера. Зато у него была муза, которую можно было писать с утра до вечера, чем он и занимался дни напролет. Она стала моделью для значительного числа произведений его «розового» периода.
Это уже не было временем гнетущего одиночества и беспросветной нищеты. Пикассо даже мог позволить себе заплатить за билет в цирк-шапито, где он тоже находил вдохновение в виде артистов, арлекинов и шутов, которые наряду с зеленоглазкой во множестве нашли отражение в его творчестве. Гения уже не так сильно беспокоило то, что в комнате было холодно, а питаться с Фернандой им приходилось зачастую молоком и круассанами, оставляемыми по утрам разносчиками под дверьми достопочтенных горожан. И ничего, что покупать краски художнику подчас приходилось на последние сантимы. Все равно это был один из счастливейших периодов жизни и творчества будущего мэтра.
Теперь Пикассо не хватало только ключей, о которых он так долго мечтал и без которых прожил добрый десяток лет в своей «Плавучей прачечной», где большинство дверей никогда не запиралось на замок. Даже Фернанда его уже не радовала. Та самая зеленоглазка, с которой он испытал нужду, холод и голод, с годами превратилась из богини в половой коврик, который свое уже отслужил. Поэтому, когда он, наконец, получил свой первый ключ от приличной квартиры на бульваре Клиши, место рослой Фернанды в его уютном гнездышке заняла миниатюрная, как куколка, Ева Гуэль. А с «розовой» музой они расстались без скандалов и каких-либо претензий друг к другу.
Русская жена
«Мне нравится жить бедно… но с кучей денег в кармане», - в устах мэтра эта фраза звучала не как метафора. Он действительно превратился со временем в машину для зарабатывания денег, хотя главным для него всегда было творчество. Забегая вперед, стоит отметить, что к концу жизни у него был уже не один ключ, а целая связка более чем на миллиард долларов недвижимости. И, несмотря на то, что его банковский счет все время пополнялся солидными суммами, художник по-прежнему довольствовался малым. Тем противоестественней была для него жизнь на широкую ногу, устроенная его женой.
С Ольгой Хохловой, русской балериной и дочерью генерала, он познакомился, когда оформлял для дягилевского балета в Риме декорации и эскизы костюмов. Художника пленил аристократизм его новой подруги до такой степени, что он согласился на ней жениться и даже венчаться по православному обычаю, хотя и был атеистом. И опять приход новой пассии совпал с началом очередного периода в творчестве мастера – неоклассицизма. Именно в этой манере были написаны его знаменитейшие «Купальщицы», а также «Женщины, бегущие по пляжу», «Чтение письма», «Классическая голова», портреты Ольги… В картинах этого периода обращают на себя внимание естественные лица и позы, правильные формы и светлые тона.
«Вдохновения можно ждать всю жизнь и не дождаться, - считал Пикассо. – Оно, как аппетит, приходит во время творчества». Вот он и писал все новые и новые шедевры в своей мастерской на улице Боэси. Пабло работал – Ольга развлекалась, устраивая шумные светские вечера. И это его злило.
Нельзя утверждать, что он был жадным, но то, что Пикассо был неисправимым эгоистом, вокруг которого должно вращаться все вокруг, не подлежит никакому сомнению. А Ольга вовсе не собиралась посвящать свою жизнь его картинам – ее занимала светская жизнь. Ей вообще было безразлично его творчество. Мэтра, в свою очередь, выводили из себя дворянские замашки жены. И хотя почти сразу после свадьбы стало ясно, что они совершенно разные люди, определенное время молодожены еще как-то уживались на разных этажах квартиры. Однако даже рождение сына Паоло (Поля) не смогло сохранить их брак.
Последняя любовь
Последний период творчества художника весьма неровный, и картины различались по качеству, и постоянные эксперименты давали о себе знать. Во многих полотнах чувствуется неудовлетворенность мастера своим творчеством. Дошло до того, что он даже стал подражать – Франциско Гойе, Эль Греко, Густаву Курбе, Эжену Делакруа и другим живописцам. Эти произведения говорили о непростом творческом поиске Пикассо. Хотя написаны они были все в той же кубической манере.
И, конечно же, значительную долю картин составляют женские портреты, на которых он изображает свою супругу - последнюю свою любовь стареющий мэтр встретил в 1954 году. Жаклин Рок была младше своего возлюбленного на 45 лет. Она не только стала его моделью и законной женой, но и превратилась с годами в сиделку больного и ослепшего мастера. Потакая всем его капризам, Жаклин, тем не менее, оградила своего «монсеньора», как она его называла, от всех – даже от собственных детей, внушив Пикассо, что его отпрыски спят и видят, как бы отщипнуть кусок от его состояния. А отщипывать было что – к концу его жизни он обладал совокупным состоянием в полтора миллиарда долларов!
За все надо платить. Вот и Пикассо заплатил за счастливую молодость, а также за брошенных и преданных им женщин злобой, склоками и распрями, которыми были пронизаны все его последние годы жизни. Пожалуй, в это время стало сбываться еще одно его изречение: «У меня всего лишь два недостатка: плохая память и еще что-то». Главное, что рядом оставалась его Жаклин, которая и проводила гения в последний путь весной 1973 года.
Виталий КАРЮКОВ
Фото с сайта www.picasso-pablo.ru
Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.
Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.