Творец невозможного

Среди списков знаменитых советских авиаконструкторов глаз невольно цепляется за итальянскую фамилию Бартини. Стоит лишь мельком взглянуть на биографию «виновника» зацепки, чтобы удивиться еще раз – его судьба складывалась поистине фантастично. Перед вами – Роберто Орос ди Бартини, внебрачный сын настоящего барона, ученый, сказочник и гениальный конструктор, целиком и без остатка посвятивший свою жизнь русской авиации.
«Санта-Барбара» по-австрийски
Бартини как-то пошутил: «Каждые десять-пятнадцать лет клетки человеческого организма обновляются, и поскольку я прожил в России более сорока лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». При том, что Бартини был рожден в 1897 году и провел молодость даже не в Италии, а Австро-Венгрии, городе Фиуме. Историю своего появления на свет он рассказывал в лучших традициях мелодраматических сериалов: мать, прекрасная и знатная девушка, влюбилась в красавца-барона Лодовико ди Бартини, провела с ним несколько страстных ночей, а через пару лет утопилась с горя – возлюбленный женился по расчету. Но перед смертью подбросила на порог крестьянского дома плод трагической любви – недавно рожденного Роберто. Опекун мальчика, однако, через три года поступил на службу к тому самому барону. Роберто настолько приглянулся бездетной баронессе, что его решили усыновить, далеко не сразу опознав как родного сына Лодовико.
Такая вот невероятная легенда со счастливым концом, которую, к сожалению, опровергают биографы Бартини – Ольга и Сергей Бузиновские. Не капитально, впрочем – ведь в районе Фиуме действительно существовало поместье итальянского барона Филиппа Ороджи, братом которого был Лайош Ороджи, по-итальянски зовущийся как раз Лодовико. Вероятнее всего он и являлся отцом Роберто, реальным или приемным, а остальная история придумана в целях конспирации.
Настоящий коммунист
А скрывать прошлое у молодого Роберто причины были. В 1916 он окончил офицерскую школу и отправился как лейтенант Австро-Венгерской армии на Восточный фронт Первой мировой войны. И спустя лишь неделю подающего высокие надежды выпускника… приговорили к смертной казни. Бартини вступил в стычку со старшим офицером, избивавшим новобранцев, и случайно застрелил его. Юного лейтенанта спасло чудо – наступление вражеских войск. Русская армия во время Брусиловского прорыва захватила Бартини вместе с другими пленными, числом в 400 тысяч и поместила в лагерь под Хабаровском. Вероятнее всего, именно там он проникся идеями большевиков, поскольку, вернувшись из плена в 1920 году, почти сразу вступил в Итальянскую коммунистическую партию. Несмотря на огромные финансовые возможности, Бартини упорно трудился на заводе, параллельно получив диплом авиационного инженера в Римской летной школе. Многомиллионное наследство, доставшееся от отца, тут же отправилось в дар итальянским коммунистам.
В 1922 в Италии грянул фашистский переворот, приведший к власти Бенито Муссолини, который поклялся «очистить страну от коммунистов». Бартини, как не последний человек в коммунистической партии, вновь оказался приговорен к смерти и решился на переезд в Советский Союз. Он героически бежал из тюрьмы, затем летел на личном самолете, старом подарке отца, скрывался, запутывая следы через Швейцарию, Францию, Париж и Берлин, инсценировал собственную смерть… Стоит ли говорить, что эта история, достойная остросюжетного фильма, не имеет никаких документальных подтверждений? По официальной версии, компартия Италии попросту отправила талантливого молодого конструктора в помощь Советской России в деле авиастроения. С другой стороны, опровергнуть рассказ Бартини тоже не получится – ведь он действительно добирался до нового места жительства долговато.
Гений самолетов
За четыре года Роберто Бартини сделал головокружительную карьеру – на этот раз без малейших выдумок. От лаборанта-фотограммиста Научно-опытного аэродрома ВВС в 1923 до комбрига (генерал-майора) в 1927. Вскоре он перевелся в ведущую самолетостроительную организацию ОПО-3, возглавляемую Дмитрием Григоровичем, под началом которого работали такие специалисты как Семен Лавочкин, Иван Остославский и Сергей Королев. Безграничное воображение Бартини не могло не оказать влияния на отца советской космонавтики. Позже Королев не только всегда положительно отзывался о фантастическом итальянце, но и без малейших раздумий помогал ему с проектами, которые иные конструкторы считали невозможными. А ведь именно они в большинстве своем и составляли список самолетов Роберто.
1933 – экспериментальный истребитель Сталь-6, превышавший считавшийся тогда порог скорости в 400 км/ч. 1934 – экспериментальный истребитель Сталь-8, опережавший свое время на годы по аэродинамическим свойствам и невообразимой скорости в 630 км/ч. Оба проекта свернуты. 1935 – уникальный дальний арктический разведчик ДАР, способный садиться на лед и воду. Успешно прошел испытания, не пошел в серийное производство из-за нехватки оснастки и оборудования. Тот же 1935 – экспериментальный 12-местный пассажирский самолет Сталь-7, через четыре года установивший рекорд скорости на дальней дистанции, 405 км/ч. 1940 – дальний бомбардировщик Ер-2 на базе Сталь-7, по ряду причин получивший имя не Бартини, а Владимира Ермолаева. 1942 – зенитный истребитель-перехватчик Р-114, в серию не пошел. 1948 – тяжелый транспортник Т-117, предназначенный для перевозки танков и грузовиков. Постройка прекращена приказом лично Сталина – для самолета требовались дорогие двигатели АШ-73. И так далее, на двадцать лет вперед. Практически каждый новый самолет Бартини бросал вызов возможному и оттого натыкался на стену непонимания со стороны чиновников. Слишком быстрые модели, слишком выносливые модели, требуют слишком дорогостоящего оборудования… Нельзя сказать, что зарубались все идеи – в конце концов, по чертежам Бартини собрали несколько самолетов. Или же, как в случае с инновационным стратегическим бомбардировщиком А-57 (1957 год), расчеты по аэродинамике и профили крыла использовались… лишь через десять лет, при постройке знаменитого Ту-144.
Советский заключенный
Творческому процессу Роберто Бартини отнюдь не помогал тот факт, что в 1938 году его арестовали за близкое знакомство с «врагом народа» Михаилом Тухачевским. А заодно, чтобы дважды не вставать, навесили и шпионаж в пользу Муссолини, не посмотрев на побег из Италии и последующие заслуги. Впрочем, Бартини повезло – на встрече со Сталиным Ворошилов вспомнил об авиаинженере с «уж больно хорошей» головой, и гениальный конструктор отделался десятилетним арестом вместо казни. Берия лично неоднократно навещал заключенного конструктора, обсуждая перспективы развития советской авиации. «Вы же знаете, Лаврентий Павлович, что я ни в чем не виноват» – заметил как-то Бартини. «Был бы виноват – расстреляли бы», – невозмутимо ответил нарком и пообещал свободу за конструкцию лучшего в мире перехватчика. Им должен был стать Р-114, но не сложилось. Тем не менее, Бартини пережил как Сталина, так и Берию, скончавшись в 1974 году в своем доме в Москве. Он оставил миру не только чертежи самолетов, так как страстно увлекался теоретической физикой. Начиная с 1965 года, Роберто написал несколько статей, где пытался обрисовать Вселенную в виде шестимерного пространства. Особого успеха публикации не имели, но привлекли внимание ряда последователей в наши дни.
Роберто Бартини был, безусловно, одной из самых нестандартных фигур своей эпохи. Фантазер в лучшем смысле этого слова, с острейшим умом и золотыми руками, неоднократно проходящий сквозь огонь и остающийся в живых, он знал, как сотворить невозможное.
Сергей Евтушенко
Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.
Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.