Интернет-журнал «Оракул»
ВАШ МИР АСТРОЛОГИИ, ЭЗОТЕРИКИ И ПСИХОЛОГИИ
23 апреля 2021,
12 лунные сутки
Месяц Тельца
Гороскоп 2021
Календари
  • Гороскоп на месяц
  • Лунный календарь
  • События месяца
  • Час Ангела
  • Календарь снов
  • Луна без курса
Гороскоп на месяц
Лунный календарь
  • Лунный календарь
  • Луна без курса
  • Важные лунные дни
Астрология
  • ЗНАКИ ЗОДИАКА
  • ВЫСШИЙ ЗОДИАК
  • ПЛАНЕТАРНЫЙ ГОРОСКОП
  • ВОСТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
  • ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
  • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
  • СКАНДИНАВСКИЙ ГОРОСКОП
  • ВЕДИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
  • ЯЗЫЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
  • ТАТВИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
  • ГОРОСКОП ВЛЮБЛЕННЫХ
Статьи
  • Астрология
  • Красота и здоровье
  • Психология
  • Магия
  • Мой дом
  • Самопознание
  • В поисках истины
  • Заглянем в будущее
  • Удивительное рядом
  • Непознанное
    Интернет-журнал «Оракул»
    Гороскоп 2021
    Календари
    • Гороскоп на месяц
    • Лунный календарь
    • События месяца
    • Час Ангела
    • Календарь снов
    • Луна без курса
    Гороскоп на месяц
    Лунный календарь
    • Лунный календарь
    • Луна без курса
    • Важные лунные дни
    Астрология
    • ЗНАКИ ЗОДИАКА
    • ВЫСШИЙ ЗОДИАК
    • ПЛАНЕТАРНЫЙ ГОРОСКОП
    • ВОСТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
    • ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ГОРОСКОП
    • ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
    • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
    • СКАНДИНАВСКИЙ ГОРОСКОП
    • ВЕДИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
    • ЯЗЫЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
    • ТАТВИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
    • ГОРОСКОП ВЛЮБЛЕННЫХ
    Статьи
    • Астрология
    • Красота и здоровье
    • Психология
    • Магия
    • Мой дом
    • Самопознание
    • В поисках истины
    • Заглянем в будущее
    • Удивительное рядом
    • Непознанное
      Интернет-журнал «Оракул»
      • Гороскоп 2021
      • Календари
        • Назад
        • Календари
        • Гороскоп на месяц
        • Лунный календарь
        • События месяца
        • Час Ангела
        • Календарь снов
        • Луна без курса
      • Гороскоп на месяц
      • Лунный календарь
        • Назад
        • Лунный календарь
        • Лунный календарь
        • Луна без курса
        • Важные лунные дни
      • Астрология
        • Назад
        • Астрология
        • ЗНАКИ ЗОДИАКА
        • ВЫСШИЙ ЗОДИАК
        • ПЛАНЕТАРНЫЙ ГОРОСКОП
        • ВОСТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
        • ЗОРОАСТРИЙСКИЙ ГОРОСКОП
        • ЦВЕТОЧНЫЙ ГОРОСКОП
        • ГОРОСКОП ДРУИДОВ
        • СКАНДИНАВСКИЙ ГОРОСКОП
        • ВЕДИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
        • ЯЗЫЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
        • ТАТВИЧЕСКИЙ ГОРОСКОП
        • ГОРОСКОП ВЛЮБЛЕННЫХ
      • Статьи
        • Назад
        • Статьи
        • Астрология
        • Красота и здоровье
        • Психология
        • Магия
        • Мой дом
        • Самопознание
        • В поисках истины
        • Заглянем в будущее
        • Удивительное рядом
        • Непознанное
      • Главная
      • Статьи
      • Люди и судьбы
      • Царь-бас

      Царь-бас

      Царь-бас

      Я не верю в одну-единственную силу таланта,
      без упорной работы.
      Федор Шаляпин

      Чуть больше века назад известный театральный критик и драматург Юрий Беляев писал: «В Москве - три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас». Под «Царь-басом» автор подразумевал, конечно, Шаляпина. Пройдет всего несколько лет, и Шаляпин «перерастет» не только московскую, но и всероссийскую славу, сделавшись «Царь-басом» планетарного масштаба. И мало кто из рукоплещущих ему в «Ла Скала» или в «Метрополитен опера» будет знать, что голос, полный неповторимой вы­разительности, принадлежит крестьянскому сыну, не имеющему хоть сколь-нибудь весомого музыкального образования.

      Суконная слобода

      13 февраля 1873 года в семье крестьян Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина и Евдокии Михайловны (урожденной Прозоровой) появился на свет мальчик, кото­рого нарекли Федором. В то время Шаляпины жили в шести верстах от Казани, в деревне Ометово, потом переехали в город, в Суконную слободу. Иван, выучившись грамоте у сельского пономаря, трудом и упорством добился места писца в уездной земской управе. Скудного жалования едва хватало, чтобы снимать угол и кормить троих детей. Хватало, впрочем, лишь до тех пор, пока Иван Яковлевич не принимался пить горькую. Дочь Шаляпина Ирина вспоминает, как Федор Иванович рассказывал ей: «Однажды отец пришел пьяный и неизвестно за что жестоко выпорол меня. Я убежал в поле, лег на землю и горько заплакал, а потом мне захотелось петь, я запел, стало легче на сердце, а когда я замолчал, то мне казалось, что песня еще живет… летит».

      Детство Федора, как и большинства его приятелей по Суконной слободе, было злым, голодным, неустроенным. Позднее Федор Иванович в автобиографии «Страницы из моей жизни» вспоминал: «Главное развлечение заключалось в том, чтобы, встретив шайку себе подобных, вступить с нею в честный бой».

      Большинство товарищей будущего «Царь-баса» кончили рано и страшно — кто спился, кто был убит. Федору повезло... Скорее, даже не повезло: помогло мужицкое упорство. Родители сызмальства стали пристраивать сына к делу — разумеется, ни о какой певческой карьере речи не шло. Сперва Федя учился ремеслу у сапожника, потом у токаря. Страсть к искусству проявилась в мальчике рано. Отец купил для сына на «толчке» скрипку за два рубля, и тот самостоятельно учился тянуть смычок, постигая азы музыкальной грамоты. Однажды регент Щербицкий, сосед Шаляпиных, привел мальчугана в церковь Варвары Великомученицы, и они вдвоем басом и дискантом спели всенощную, а потом и обедню. С тех пор Шаляпин стал петь в церковном хоре, зарабатывая также пением на свадьбах и похоронах.

      В 1883 году десятилетний Федя впервые попал в театр. Давали «Русскую свадьбу» Сухонина. Шаляпин писал: «Я до глубины души был потрясен зрелищем и, не мигая, ни о чем не думая, смотрел на эти чудеса».

      То представление решило судьбу сына вятских крестьян: ни о чем, кроме сцены, он больше не мечтал.

      Мимо стула

      В 1887 году Федя прочитал объявление о приеме в хор Казанского оперного театра и пошел на пробу. Случилось так, что там же был и 20-летний Алексей Пешков. Будущего «великого пролетарского писателя» зачислили в хор в качестве второго тенора, а Шаляпина забраковали «из-за отсутствия голоса». Но Шаляпин не думал сдаваться и уже через два года вышел на сцену оперного театра — правда, в качестве статиста. Дебют же состоялся еще через два года: Федор исполнил сольную партию в любительской постановке «Пиковой дамы».

      Дальше была Уфа, где Федор устроился в хор опереточной труппы Семенова-Самарского. Вскорости ему совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста. Во время дебюта на профессиональной сцене с Шаляпиным приключился конфуз: он сел мимо стула. Позднее Федор Иванович вспоминал об этом приключении с улыбкой: «Я до сих пор суеверно думаю: хороший признак новичку в первом спектакле на сцене при публике сесть мимо стула».

      Пожиратель знаний

      В 1894 году Шаляпин перебрался в Санкт-Петербург, где сперва пел в оперной труппе Лентовского, а затем был принят в Мариинский театр, где исполнял партии Мефистофеля в «Фаусте» и Руслана в «Руслане и Людмиле». Прекрасный голос и правдивая игра обратили на Шаляпина внимание критики и публики. Увы, несмотря на успех у зрителя, Шаляпин появлялся на сцене довольно редко. Однако прозябал будущий «Царь-бас» недолго: известный меценат Савва Иванович Мамонтов, державший в Москве собственный оперный театр, заметил в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее и уговорил перейти в свою труппу. Именно в Москве бывший солист Мариинки сделался легендарным Шаляпиным.

      Впрочем, сделался — сказано не совсем верно. Шаляпин ежечасно, ежеминутно работал над собой: не только совершенствовал музыкальное дарование, но и жадно впитывал все, что могло помочь в овладении искусством перевоплощения.

      Станиславский вспоминал: «Как-то на вечеринке я сидел с Мамонтовым, и мы издали наблюдали молодого Шаляпина, находившегося в кругу больших мастеров; там были Репин, Серов и другие. Он слушал их с жадностью, стараясь не проронить ни единого слова. Мамонтов толкнул меня и сказал: Смотри, Костя, как он жрет знания».

      Руки Шаляпина

      В 1899 году Шаляпин вышел на сцену Большого уже именитым певцом — с тех пор слава не оставляла его. Всякое выступление Федора Ивановича делалось событием, будоражащим как публику, так и власть. Особенно, когда симпатизирующий социал-демократам певец выходил в народ с «Дубинушкой». Тут уж полиция держала ухо востро, потому как подобные выступления не раз заканчивались митингами.

      Говоря о Шаляпине, многие искусствоведы делают упор на его феноменальные голосовые данные, однако нельзя забывать и о том, что никогда не учившийся актерскому мастерству Федор Иванович обладал феноменальным даром перевоплощения. Уже помянутый Станиславский восхищался: «Посмотрите на руки Шаляпина! Вы никогда не узнаете его кисть. Он «гримирует» кисть, и в каждой роли у него разная рука: то рука его очаровательна, то — как грубая лапа».

      В 1915 году состоялся дебют Федора Ивановича в кино: он сыграл главную роль в исторической раме «Царь Иван Васильевич Грозный». Дальше — больше: в публике открылся режиссер Шаляпин. В 1917 году в постановке оперы Верди «Дон Карлос» в Москве Федор Иванович выступил не только как солист, но и как постановщик.

      Народный артист республики

      Октябрьская революция перевернула жизнь Шаляпина. С одной стороны, лидеры большевиков были настроены более чем благосклонно к человеку, некогда не только поддерживавшему их, но и снабжавшему деньгами, с другой стороны — взяли в крутой оборот, надеясь сделать известного всему миру певца лицом русской революции.

      В 1918 году Федор Иванович был назначен художественным руководителем Мариинского театра, а вскоре по настоянию Луначарского получил звание Народного артиста Республики. Казалось бы — живи, твори и радуйся, но не привыкший к указкам сверху Шаляпин радоваться не мог: «По разбойному характеру моему я очень люблю быть свободным и никаких приказаний — ни царских, ни комиссарских — не переношу».

      В 1927 году Шаляпин отправился в очередные гастроли, куда его охотно отпускали, поскольку валютные гонорары певца были не последней статьей дохода бюджета, и не вернулся. Некоторое время его пытались вернуть в СССР, а потом озлились на строптивца. Шаляпин был лишен звания Народного артиста. Маяковский писал:

      «Вернись теперь такой артист

      назад на русские рублики —

      я первый крикну: — Обратно катись,

      народный артист Республики!».

      Его проклинали и поносили, припоминали старые грехи, по большей части мнимые — пьянство, чванство, разврат. Шаляпин же активно гастролировал, снимался в кино, писал картины. Тяжко он переживал лишь две вещи: ссору со старинным своим приятелем Максимом Горьким и разлуку с родиной.

      Он искал всякую возможность «подпитаться» Россией: пел для русских в Париже и в Манчжурии, мог забрести на русский корабль, тяпнуть с экипажем водки и плясать «барыню». И была в этом безудержном веселье щемящая тоска, потому как знал Шаляпин: на родину ему не вернуться.

      Но он вернулся: в 1984-м останки умершего в Париже Шаляпина трудами сына артиста — Федора Федоровича — были перенесены в Москву и похоронены на Новодевичьем кладбище. И в этом видится не только большая справедливость, но и большая для всех нас удача, потому как хоть и велика Россия талантами, но даже ей непозволительно отвергать такие величины как Шаляпин.

      Михаил МАМАЛАДЗЕ


      Советы Оракула №11 (ноябрь)/2012
      Рубрика сайта: Люди и судьбы


      Интересная статья? Поделитесь с друзьями!


      Подпишитесь в социальных сетях, чтобы получать свежие материалы!


      • Астрология
      • Красота и здоровье
      • Психология
      • Магия
      • Мой дом
      • Самопознание
      • В поисках истины
      • Заглянем в будущее
      • Удивительное рядом
      • Непознанное


      РУБРИКИ

      АСТРОЛОГИЯ КРАСОТА И ЗДОРОВЬЕ ПРАКТИЧЕСКАЯ МАГИЯ В ПОИСКАХ ИСТИНЫ ПСИХОЛОГИЯ МОЙ ДОМ - МОЙ МИР ЛЮДИ И СУДЬБЫ ПУТЕШЕСТВИЯ САМОПОЗНАНИЕ НЕПОЗНАННОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ


      Loading...

      Астрологический прогноз — способ узнать будущее

      Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.

      Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.

      Подписывайтесь на новости и акции:
      • Гороскоп 2020
      • Календари на месяц
      • Лунный календарь
      • Гадания
      • Статьи
      • Реклама

      Перепечатка материалов разрешена только с прямой активной ссылкой на http://www.oracle-today.ru
      Фото предоставлены Shutterstock
      2009-2021