Война, которая всегда с тобой
Я все равно паду на той,
На той далекой, на гражданской...
Булат Окуджава
«Сентиментальный марш»
Девяносто лет назад в России закончилась Гражданская война, известная как столкновение красных и белых. Известная — сказано, конечно, условно, потому что, несмотря на многочисленные труды по истории, мы до сих пор мало что о ней знаем...
Без начала и конца
В последние дни октября 1922 года красные части вступили во Владивосток — противник эвакуировался за границу, через несколько недель Белая Армия покинула Петропавловск-Камчатский. Ряд историков полагает данные события окончанием гражданской войны в России. С этим трудно спорить, поскольку военные действия, хоть и велись противоборствующими сторонами еще некоторое время (последние белые, прибившиеся к племени юкагиров, были изловлены на Индигирке лишь в 1954 году), однако прежнего накала и масштаба уже не имели. И все же, если задуматься, вся наша последующая история напрямую связана с той войной. Что ни возьми – борьбу с басмачеством, коллективизацию, 1937-й, «зимнюю» войну, Великую отечественную, Афганистан, развал СССР, Чечню, Осетию, Белый дом — все оттуда, из гражданской. И нет этому конца...
Как, впрочем, нет и начала. Когда случилась гражданская война в России? Здесь мнений куда больше, нежели по поводу ее окончания. Самые распространенные версии — разгон большевиками Учредительного собрания и мятеж Чехословацкого корпуса. Но если обратить взгляд вглубь российской истории, то придется признать, что вся она пропитана обоюдной ненавистью и взаимным кровопролитием. Я бы лично отнес начало гражданской войны к событиям Кровавого воскресенья, потому что после того трагического дня, 22 января 1905 года, вырвавшееся на волю озверение лишь крепло…
Чапаев и пустота
В моем детстве в «красных» и «белых» уже не играли: у нас были «наши» и «немцы». И это понятно: в учебниках истории Великой отечественной войне отводился изрядный раздел, гражданской — пара глав. Несоизмеримо больше было и фильмов, посвященных отечественной, и книг...
К нам в классы никогда не приходили герои гражданской войны, хотя в семидесятые годы прошлого века многие из них были еще в добром здравии и в доброй же памяти. Возможно, седые орденоносцы, выступавшие с воспоминаниями на «уроках мужества», сражались не только под Сталинградом, но и под Царицыном, но о том никогда не вспоминали. Мне до сих пор удивительно, как советским идеологам удавалось сочетать культивируемую романтику «товарища маузера» с более чем скупыми сведениями о тех, кого этим оружием громили? Да вы сами прекрасно помните, что «белых» представляли нам исключительно как некую единую злобную массу — форменных «кровопивцев»-капиталистов. Хороши капиталисты — крестьянин Нестор Махно и сын неграмотной казашки Лавр Корнилов! Но об этом мы тогда не задумывались — вернее, нам не давали повода над этим задуматься, потому как история страны писалась масштабно: монументальными мазками, в которых не было, да и не могло быть полутонов. Над страной поднимались колоссы вроде Родины-матери на Мамаевом кургане и в Киеве над Днепром, прославлявшие величие духа и единство народа-победителя. Здесь все было понятно:огромной кровью мы взяли верх над темной силой — вселенским коричневым злом. И не было у советских граждан ни времени, ни привычки разобраться в том, что поверженная коричневая армада питалась не только версальским унижением немцев, но и затаенной до поры до времени ненавистью битых конармейцами и обобранных продотрядовцами.
Не было в СССР и памятников гражданской войне. Почти не было. Мне лично довелось видеть лишь два: Тачанку на въезде в Ростов-на-Дону и Мальчиша-Кибальчиша перед дворцом пионеров на Ленинских горах, который к данной категории можно отнести лишь с известной долей условности. Про памятники «белым» речи и вовсе не шло — какие памятники могут быть у проигравших? К стыду своему, я задумался о том, что и побежденные имеют право на память, лишь будучи уже взрослым, увидев в Финляндии памятник местным «красногвардейцам». Именно тогда меня впервые посетила простая, до безобразия очевидная мысль, что финское сонное, но непоколебимое благополучие во многом зиждется на уважении ко всем, кто умер за свои идеалы, пусть Отечеством и не востребованные. Я шел к пониманию этого тридцать с лишним лет, а наши власть предержащие, похоже, о подобных вещах не задумываются вовсе.
6 ноября 1997 года Президент Ельцин подписал Указ «О возведении памятника россиянам, погибшим в годы Гражданской войны». С тех пор минуло 15 лет. Вы видели этот памятник? Боюсь, что и не увидите. Я много езжу по стране, но единственный новый памятник, относящийся к событиям гражданской войны в России, наблюдал лишь в родной Москве — на Соколе, рядом с Храмом Всех Святых, что подле бывшего воинского Братского кладбища. На камне выбиты фамилии четырнадцати руководителей «белого» движения. Причем, рядом стоят имена людей различных политических взглядов, людей, мягко выражаясь, не питавших друг к другу симпатии, да и жизнь проживших совершенно по-разному.
Победители-побежденные
Меня удивляют люди, которые до сих пор убеждены в абсолютной правоте той или другой из воевавших тогда сторон. Да ведь не было этих «сторон»! Судите сами: красными назывались и анархист-романтик Махно, и откровенный бандит Булак-Балахович, и авантюрист Котовский. У белых все еще более запутано: тут вам и монархисты, и учредиловцы, и просто безумцы-фанатики вроде барона Унгерна, бредившего восстановлением империи Чингис-хана. Быть может, в большем единстве красных и кроется секрет их победы. Победы, конечно, условной. Потому что победивших в двадцатые, спустя десять лет раздавили маховиком сталинских репрессий — вспомните Тухачевского, Блюхера, Якира, Вацетиса...
За что сражались эти люди, за что шли в бой их враги? Нынешние сторонники и тех, и других ответят решительно и твердо: за светлое завтра своей родины. И будут, если говорить в общем и целом, правы. Действительно, за исключением откровенных мерзавцев, которые в изобилии присутствуют на любой войне, участники гражданской — вне зависимости от цвета знамен — умирали за высокие идеалы, верность которым сохранили до смерти. И при этом совершали чудовищные преступления против своих же сограждан и вчерашних соратников. Именно соратников! Нынешние апологеты красных и белых упорно твердят про «наймитов Антанты» и «большевистские орды». Но если отбросить политическую непримиримость, придется признать, что уничтожала друг друга разделившаяся примерно на две равные части бывшая императорская русская армия — другой силы, способной воевать, тогда в России просто быть не могло! Союзники по бывшей Антанте, сперва снабжавшие белых оружием и снаряжением, довольно скоро заняли выжидательную позицию. Весьма показательно в этом плане высказывание британского премьер-министра Ллойд Джорджа: «Целесообразность содействия адмиралу Колчаку и генералу Деникину является тем более вопросом спорным, что они «борются за Единую Россию»». Эти слова неплохо бы вспоминать нынешним либералам, апологетам Запада.
Игры в гражданскую
Получается парадоксальная ситуация: все в той войне были неправы и все — правы. Выходит, что так. Вполне можно понять большевиков, взявших власть и не желавших ни с кем ею делиться, как можно понять и монархистов или республиканцев, не готовых мириться с развалом армии, с уничтожением страны, с диктатурой неведомого пролетариата. Да, невозможно представить себе Троцкого и Ленина за столом переговоров с Колчаком и Деникиным. А итог этой непримиримости ужасен: только на территории современной России гражданская война унесла 20 миллионов жизней, 2 миллиона человек вынуждены были покинуть Родину, промышленное производство сократилось в двадцать (!) раз по сравнению с уровнем 1913 года, Россия лишилась Польши, Финляндии, Прибалтики, Западной Украины и Белоруссии, Бессарабии. А сколько людей погибло в ходе гражданских войн на национальных окраинах, а сколько их еще погибнет потом!..
Мне совсем не смешны, на первый взгляд, совершенно идиотские препирательства власти и оппозиции, которые обвиняют друг друга в «неосталинизме» и в «прислуживании госдепу». Мне даже не смешны драчки православных активистов и поборников свободного искусства, готовых пойти стенка на стенку из-за выходки нескольких возжелавших скандальной славы и возомнивших себя узницами совести девиц. Возможно, за этим бредом забавно наблюдать оттуда — с сытого Запада, откуда хитро поглядывал в свое время Ллойд Джорж. Но мы не в Лондоне. А из России смотреть на это совсем не смешно, потому как непримиримость всегда оборачивается здесь великой кровью, что наглядно продемонстрировала нам так и не закончившаяся девяносто лет назад война.
Михаил МАМАЛАДЗЕ
Астрологический прогноз — способ узнать будущее
Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.
Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.