«Шествие пустых кастрюль»: как женщин «унизили до равенства с мужчиной»

Цветы

http://www.globallookpress.com/

Цветы

http://www.globallookpress.com/

Ранее этот день носил название «День солидарности трудящихся женщин».

Цветы и равноправие

Мы давно привыкли к празднику 8 Марта. Мужчины поздравляют женщин, дарят цветы — что может быть органичнее и прекраснее? Кажется, что этот праздник существовал всегда. Но о его истории мы вспоминаем редко. Как и о его старосоветском названии — «День солидарности трудящихся женщин».

Не правда ли, есть в этом несколько другой смысловой оттенок, чем тот, к которому мы привыкли с детсадовских времен, когда нас учили мастерить подарки для мам и бабушек?

«Шествие пустых кастрюль»

Кастрюли

https://pixabay.com/

Кастрюли

https://pixabay.com/

С чего же все началось? В 1857 году в Нью-Йорке в начале марта прошла манифестация работниц швейных и обувных фабрик. Они требовали юридического и финансового равенства с мужчинами (ведь платили женщинам в те времена гораздо меньше, чем представителям сильного пола), а также 10-часового рабочего дня вместо 16-часового...

Об этом «шествии пустых кастрюль» мало что известно. Многое покрыто патиной времени. Но осталась легенда. Считается, что это было первым масштабным протестным выступлением женщин. Правда, с 8 Марта оно связано только косвенно.

Но в начале ХХ века весенние женские демонстрации стали традиционными. В 1910 году на Международной конференции работающих женщин в Копенгагене немецкая социалистка Клара Цеткин предложила ежегодно отмечать день борьбы за права женщин во всех странах. При этом сначала утвердили не тот день, к которому мы привыкли, а 19 марта.

Через несколько лет дату подкорректировали — так появилось 8 Марта. В 1914 году этот праздник одновременно с европейскими единомышленницами отметили и российские работницы. Между прочим, первыми гражданские права получили женщины в Австралии и в Новой Зеландии.

В странах далеких, в доавиационную эру труднодостижимых и малонаселенных. У «революционного» женского праздника во все времена находились противники. И его репутацию неоднократно пытались подмочить. Согласно одному из самых расхожих слухов, 8 марта мы отмечаем некую демонстрацию проституток, боровшихся за повышение гонораров. Это, конечно, фантазии...

Самая яростная демонстрация в истории в честь 8 Марта состоялась в нашей стране в 1917 году. Сотни женщин вышли тогда на улицы Петрограда с протестами против голода, нехватки хлеба, против войны, на которой погибали их дети и мужья. Кроме того, они требовали избирательных прав.

Они атаковали продовольственные магазины и склады и вообще дали толчок к массовым забастовкам и всеобщему бунту, от которого обратилось в черепки российское самодержавие. Недаром именно женский день принято считать началом Февральской революции: 23 февраля по юлианскому календарю, 8 марта — по европейскому, григорианскому.

Товарищ Клара

Клара Цеткин

http://www.globallookpress.com/

Клара Цеткин

http://www.globallookpress.com/

Символом праздника на долгие годы стала Клара Цеткин. Почему-то в нашей стране в последние годы ее превратили чуть ли не в комическую фигуру. Это несправедливо. Давайте вспомним выступление «товарища Клары» на заседании рейхстага в 1932 году, после того как нацисты захватили власть в Германии, но еще не успели до упора затянуть гайки.

Цеткин оказалась старейшиной вновь избранного парламента — рейхстага — по возрасту. Ей вынуждены были предоставить слово. В своей речи она — единственная в то время — открыто призвала к борьбе с нацизмом, утверждая, что Гитлер приведет Германию к катастрофе.

Это было последнее выступление такого рода в Третьем рейхе. Очень скоро левые партии в Германии попали под запрет, многие коммунисты оказались в застенках, а Кларе Цеткин удалось спастись в СССР.

В нашей стране ее встречали с почетом. Но Цеткин было уже за 70. В Москве она прожила лишь год — сказалось давно изношенное, больное сердце. Похоронили «товарища Клару» в Кремлевской стене. Ее помнят и ценят вовсе не только коммунисты.

В 2011 году в Германии — уже отнюдь не «красной» — была учреждена парламентская международная премия имени Клары Цеткин за «выдающиеся достижения женщин в обществе и политике».

Советский праздник

Кадр из к\ф «Богатая невеста»

Кадр из к\ф «Богатая невеста» (1937)

Кадр из к\ф «Богатая невеста»

Кадр из к\ф «Богатая невеста» (1937)

Две революции 1917 года — Февральская и Октябрьская — уничтожили половую дискриминацию в нашей стране. Тема освобождения женщин от «домашней каторги» стала одной из центральных в тогдашней пропаганде.

Тут и открытые двери всех университетов и институтов, и раскрепощение женщин Востока, и право избираться и быть избранными в государственные органы представительной власти. Приведем и такой красноречивый пример из мира физкультуры и спорта.

Именно в СССР женщины стали на равных заниматься с мужчинами почти всеми видами спорта (кроме бокса, тяжелой атлетики и борьбы). Даже в русский хоккей (в наше время его чаще называют «бенди») играли. Не говоря уж о баскетболе, волейболе, фехтовании...

Начиная с 1950-х годов, когда советские спортсмены стали принимать участие в главных международных соревнованиях, наши женщины-спортсменки долго оставались непобедимыми: у них просто было больше опыта, больше старых наработок, чем у зарубежных коллег.

Такова была политика равенства мужчин и женщин, которую наша страна проводила с 1917 года. Поэтому 8 марта страна громко рапортовала о достижениях советских женщин. Расцвет этой кампании пришелся на 1930-е годы. Именно тогда на всю страну прозвучала песня Исаака Дунаевского «Марш женских бригад» из кинофильма «Богатая невеста»:

А ну-ка, девушки!

А ну, красавицы!

Пускай поет о нас страна!

И звонкой песнею пускай прославятся

Среди героев наши имена!

Страна гордилась, что, например, первой в мире женщиной-машинистом была комсомолка Зинаида Троицкая. Тысячи девчонок писали ей письма: «Как стать такой же, как вы?» А «мисс СССР» называли в то время ткачиху Дусю Виноградову, которая работала сразу на 52 станках, а потом на 100, а потом — и это было мировым рекордом — на 126!

С ней вместе ставила рекорды ее однофамилица Маруся. Их называли «сестрами Виноградовыми», хотя родственницами они не были. Каждый год, 8 марта фотографии Виноградовых не сходили с первых полос советских газет.

Кинофильм о женщине, ставшей председателем колхоза и депутатом, — «Член правительства» — был понастоящему знаковым.А слова, произнесенные актрисой Верой Марецкой, блистательно сыгравшей главную героиню, стали крылатыми:

«Вот стою я здесь перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная... Живучая! Стою я и думаю: «Зачем я здесь?» Это... проводить величайшие в мире законы. Это ж понять надо! Гляжу я сейчас только на свое счастье, гляжу и верю: может, и мое словечко в закон-то ляжет...».

В СССР прославляли лучших в мире летчиц, первую в мире женщину-космонавтку, первых женщин-трактористок. Александра Коллонтай стала первой женщиной-послом — по крайней мере, в «клубе великих держав».

Но в одном, несмотря на постоянные призывы вождей, равенства достичь не удалось: в Союзе всегда было маловато представительниц прекрасного пола на политическом олимпе. За 70-летнюю историю до самых его вершин добрались только министр культуры Екатерина Фурцева да председатель Совета Национальностей Верховного Совета СССР Ядгар Насриддинова.

Можно вспомнить и несгибаемую Розалию Землячку, которая была заместителем председателя Совнаркома, то есть самого Сталина. И все. Зато сколько писательниц в СССР получили официальное признание!

Один только список лауреатов Сталинских премий впечатляет: Галина Николаева, Вера Панова, Агния Барто, Антонина Коптяева, Ванда Василевская, Валентина Осеева, Мариэтта Шагинян, Анна Караваева, Вера Кетлинская... А ведь писатели в советской стране считались «инженерами человеческих душ»!

Они сражались за Родину

Кадр из к\ф «Они сражались за Родину»

Кадр из к\ф «Они сражались за Родину» (1974)

Кадр из к\ф «Они сражались за Родину»

Кадр из к\ф «Они сражались за Родину» (1974)

Словом, Международный женский день в СССР отмечали всегда, но особый статус он приобрел в годы войны. В этот день в газетах появлялись портреты героинь, награжденных за боевые и трудовые подвиги, и звучали такие воззвания:

«Женщины-работницы! Удвойте энергию! Давайте фронту больше танков, самолетов, орудий, минометов, пулеметов, винтовок, боеприпасов!».

Женщины сражались за Родину, а в тылу работали за троих: «Героические наши женщины фронтовых лет! Являйте больше инициативы и заботы о бытовых учреждениях, по-хозяйски следите за работой столовых, детсадов, яслей, роддомов и бань.

Женщины и девушки! Овладевайте военными специальностями. Изучайте дела противовоздушной и противохимической обороны, санитарное дело, связь. Окружите теплой заботой героических бойцов Красной армии, обеспечьте внимательный уход за ранеными, проявите материнскую заботу о детях бойцов!»

Многое изменилось тогда, в военные годы. Люди научились острее ценить жизнь, а вместе с ней матерей и жен, за которых шли в бой. Красный день календаря И все-таки 8 марта оставалось рабочим днем. Праздничным, но рабочим, не «красным днем календаря».

Изменил ситуацию большой поклонник слабого пола — Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. И вот 8 мая 1965 года, выступая на торжественном заседании, посвященном 20-летию Победы, он предложил объявить 8 марта нерабочим днем:

«В ознаменование выдающихся заслуг советских женщин в коммунистическом строительстве, в защите Родины в годы Великой Отечественной войны, их героизма и самоотверженности на фронте и в тылу, а также отмечая большой вклад женщин в укрепление дружбы между народами и борьбу за мир».

Первый букет мимоз

Мимоза

https://pixabay.com/

Мимоза

https://pixabay.com/

И 55 лет назад, в 1966 году, 8 Марта впервые отмечали как самый настоящий праздник и нерабочий день. Праздничный «Голубой огонек» вел артист Театра сатиры Георгий Менглет. Мужчины поздравляли женщин — песнями, танцевальными номерами, юморесками.

Особенно отличился певец и актер Владимир Трошин, представивший песню, посвященную новому красному дню календаря:

Нынче день особый, шире дверь открой

Для гостей своих.

Как хочу я, чтобы был подарок мой

Лучше всех других.

Песню свою сердечную,

Первый букет мимоз,

Дружбу большую, вечную

Я в подарок тебе принес.

О политике в тот день все как будто забыли. Разговоры об угнетении женщин в буржуазном мире, о солидарности работниц почти не звучали. Праздник утратил революционный задор, но приобрел семейный, уютный оттенок.

Поздравляли матерей, тружениц, любимых. Старались найти в еще почти зимней Москве живые цветы. Как правило, это были действительно мимозы. Хотя чуть позже, когда рыночные торговцы стали готовиться к празднику основательнее, к 8 Марта можно было приобрести тюльпаны и гвоздики. Дороговато, но красиво. Каждый год расширялся и ассортимент тортов. Их было принято вкушать на работе за день до праздника, на скромном «корпоративе». Впрочем, такого понятия тогда, конечно, не было, предпочитали давно утвердившееся в русском языке татарское словцо «сабантуй» или простое советское «междусобойчик».

Приносили шампанское, возможно, коньяк — и предпраздничный день легко превращался в праздничный. Эта традиция сохраняется и в наше время. Бороться стоило! В мире и сейчас 8 марта проходят митинги с экономическими требованиями. Правда, реже и тише, чем 1 мая.

Но в России 8 Марта — праздник мирный. А что касается протестанток, с которых все началось... Нужно признать, что в ХХI веке все их требования вошли в «обязательную программу» любого общества, любой экономики. Значит, они были здравыми.

В наше время женщины становятся премьер-министрами, возглавляют крупные предприятия, получают генеральские погоны... А в ХХ веке талантливый математик Софья Ковалевская не могла получить высшее образование в Российской империи только потому, что не родилась мужчиной.

С большим трудом она — генеральская дочь — добилась права слушать лекции Ивана Сеченова, а также изучать анатомию в Военно-медицинской академии. Ковалевская мечтала преподавать в Петербургском университете, но российское научное общество было не готово открыть двери перед, женщиной. И все-таки Софья Ковалевская стала первой женщиной-математиком в России и первой в мире женщиной-профессором благодаря Стокгольмскому университету.

Так стоило ли таким, как она, бороться за равенство? Конечно, стоило! С кризисом коммунистической идеологии возникли сомнения, а справедливо ли наше «равноправие», в котором женщины ремонтируют железнодорожные пути и весело месят цемент где-нибудь в районе вечной мерзлоты?

Новые рефлексии выразил чуткий к социальным переменам поэт Евгений Евтушенко: Как получиться в мире так могло? Забыв про смысл ее первопричинный, Мы женщину сместили. Мы ее унизили до равенства с мужчиной. Звучит красиво, — по-джентльменски, но скепсис поэта несправедлив. Равноправие — это все-таки неплохо. Как и букеты цветов в женских руках. Даже скромных мимоз.