10.05.2021 / 07:28

Уничтожь храм — и нет памяти: как советская власть разрушала города

Руины храма

mazina_mari /https://pixabay.com/

Руины храма

mazina_mari /https://pixabay.com/

Возможно, в XX веке мы сумели бы постепенно перестроиться во всех смыслах этого слова, научиться ценить свое прошлое, но случилось ровно наоборот.

Революция 1917 года проходила под пение «Интернационала» — международного гимна рабочего класса, а в песне этой прямо говорится:

Весь мир насилия мы разрушим

До основания, а затем

Мы наш, мы новый мир построим,

Кто был ничем, тот станет всем.

Вот и принялись разрушать. С энтузиазмом. В пролетарском сознании все эти богатые каменные усадьбы и дворцы воспринимались в качестве наследия проклятого прошлого, полного бесправия и угнетения трудового народа. А это означает что? Правильно, нечего это все хранить. Используем по полной, потом сломаем и построим новое.

Да и вообще рабочий человек должен жить в окружении новой архитектуры, которая самим своим видом, конструктивностью и функциональностью будет воспитывать человека нового типа — строителя и творца светлого будущего!

И чертили архитекторы упоенно новые кварталы и целые города, безжалостно

пуская под взрывчатку, шар-бабу и нож бульдозера все «старое, отжившее и буржуазное». Примеров не счесть.

Ко всему этому добавилась и без жалостная борьба с «религиозным дурманом». СССР был глубоко атеистическим государством, власть в котором на дух не переносила все, что связано с христианством и другими религиями.

Поэтому православные храмы, синагоги и мечети шли под снос в массовом порядке. Не будем приводить цифры, они ужасающие. Скажем только, что из всех построенных русскими православными людьми храмов к 1987 году осталась десятая часть (действующих, переделанных под склады, фабрики и клубы немного больше).

А что такое храм? Это ориентир — визуальный, нравственный и духовный. Точка роста. Хранитель тысячелетней памяти народной. Уничтожь храм — и нет памяти. Советская власть прекрасно это понимала и действовала соответственно.