24.05.2021 / 06:55

Соль земли: как на Руси солью промышляли

Млечный путь

Pexels /https://pixabay.com/

Млечный путь

Pexels /https://pixabay.com/

Впервые добыча соли в Великом Новгороде упоминается в летописях в 1037 году.

Млечный Путь, Milky Way, Via Lactea… На всех языках наша Галактика называется «молочной дорогой». И только по-украински она — Чумацький Шлях. То есть не молочная, а соляная дорога. Ехали чумаки, везли соль из Причерноморья, один мешок порвался, соль просыпалась, и получился тот самый шлях — земной и небесный. Кто же они были — чумаки?

Дорогая соль

Помните, как разбогател Пончик из замечательной книги Николая Носова «Незнайка на Луне»? Он нашел соль, свойства и вкус которой не были известны лунным коротышкам. Носов знал, о чем пишет. Во все времена соль ценилась людьми очень высоко. По той причине, что добывать ее было трудно, а жить без нее еще труднее (все мы помним, что соль не только улучшает вкус пищи, но и является прекрасным естественным консервантом).

С помощью регулирования налога на соль пополняли государственный бюджет Древний Рим и Китай, а раз уж мы начали рассказ о чумаках с названия Галактики, то стоит упомянуть, что одна из первых мощеных дорог, проложенная римлянами по Апеннинскому полуострову, служила в первую очередь для того, чтобы возить по ней соль.

Такие известные всем слова, как «сольдо», «солдат» и «салат», тоже произошли от латинского названия соли. Первые два связаны с платой и жалованьем (римские солдаты, кроме денег, в обязательном порядке получали соль и оливковое масло в качестве платы), третье — с резаными и смешанными овощами, которые перед подачей на стол обязательно солили.

Что касается нашей страны, то впервые добыча соли на Руси упоминается в летописях в 1037 году (речь там идет о налоге на соль в Великом Новгороде), княжеские дружинники получали часть оплаты солью, в точности как солдаты Древнего Рима, а добыча, перевозка и торговля солью были трудным, опасным, но весьма прибыльным делом.

Люди на дороге

Почему чумаки? На этот вопрос нет однозначного ответа. Людей, которые добывали, возили и торговали солью, на Руси изначально называли «солениками», иногда «коломыйцами» (коло — значит «около», «рядом», по названию первых на Руси солеварен в Карпатах, в Галицко-Волынском княжестве).

Название же «чумаки» по явилось, когда соль начали возить с берегов Азовского, Черного, а позже и Каспийского моря. Возили ее, как теперь бы сказали, специально обученные, умелые и бесстрашные люди — чумаки.

Есть несколько версий происхождения этого слова, которое впервые письменно упоминается в XVII веке, но ни одна из них не звучит убедительно, поэтому не будем их и приводить, чтобы не сбивать читателя с толку — чумаки и чумаки.

Начнем с того, что заниматься соляным извозом в те времена было весьма опасным делом. Не только потому, что любой дальний путь длиной в сотни и сотни верст изобиловал опасностями, но и просто в силу дороговизны товара. Чем он дороже, тем больше охотников им поживиться.

Поэтому чумаки, кроме всего прочего, были хорошими воинами, умели держать в руках оружие и пускать его в ход для защиты товара и собственной жизни. Оно и немудрено, поскольку изначально чумаки появились в Запорожской Сечи и были такими же казаками, как и их товарищи, добывающие себе славу и пропитание набегами. А что за казак, не владеющий саблей и пищалью?

К слову говоря, после упразднения Запорожской Сечи те казаки, что не переселились на Кубань, почти все стали чумаками. Чумацких шляхов (дорог) было несколько, но основной пролегал по левому берегу Днепра, через степи Запорожья и далее в Крым.

Туда чумаки везли масло, водку, сало, пряжу, полотно, меха, другие товары. Обратно не только соль, но и соленую рыбу, орехи, пряности, оружие, ковры и… саженцы плодовых деревьев. Да-да, знаменитые яблоневые, вишневые, грушевые и абрикосовые сады юга России и нынешней Украины возникли во многом благодаря чумакам.

«Что чумак везет, то и грызет»

Соль

onefox /https://pixabay.com/

Соль

onefox /https://pixabay.com/

Можно смело сказать, что чумаки были особой кастой, со своим жизненным укладом и характером, который определяло их нелегкое дело. Да, чумаки чаще всего были людьми не бедными и всегда свободными, но и платить за свою свободу и богатство приходилось здоровьем, а то и жизнью. Чтобы выжить в долгой и опасной дороге, нужно было соблюдать твердые правила и обладать особыми навыками и умениями.

Во-первых, никто не ездил в одиночку, только караванами — валками. Состоял валок обычно из 7–8 батовых (одна батова — 5 возов, во главе которых стоял батовой). Главой же всего валка-каравана, как и положено у казачества, назначался атаман, который отвечал за все: маршрут, дисциплину, финансы, продовольствие. Почему именно 35–40 возов? Дело в воде. Колодцы в степи редко могли одновременно напоить больше 80 волов.

Дисциплина в караване была строжайшая. Уснул на посту — кнут атамана. Играл по дороге в карты — кнут атамана. Особенно злостным нарушителям доставалось кнутом от всех. Скорость валка-каравана была невелика — 2–3 км/ч, за день старались пройти не меньше 30 км. На ночлег ставили возы в круг, чтобы в случае чего легче было отбиться от грабителей.

Вот и считайте. Путь из Киевской губернии в Крым и обратно занимал примерно 7 недель, из Харьковской — 9. Получалось максимум три ходки за сезон, но обычно две. Женщин в чумацком промысле не было.

Даже встретить на дороге женщину считалось плохой приметой. Так что чумак умел и пищу приготовить, и посуду помыть, и одежду постирать-починить, и рану прижечь, и лихорадку вылечить.

Последнюю, как и большинство болезней, лечили водкой с перцем и спиртовыми настойками на различных травах. Не забывали и о молитве, листок с которой наряду с трубкой и сопелкой всегда был у чумака в сапоге. Ну и разумеется, смастерить воз, ухаживать за волами, править ими умел любой чумак.

Чумацкий воз, запряженный в пару волов, тянул тонну, а то и полторы соли, сравнимо со знаменитыми полуторками — грузовиками ГАЗ-АА времен войны. Несмотря на все умения, смерть часто настигала чумаков в дороге.

В этом случае тело везли до ближайшего села, там священник отпевал покойного, его хоронили и забирали для родных метрику о смерти. А вот если чумак умирал от чумы или холеры, его увозили подальше в степь, где и хоронили, после чего сжигали одежду, сапоги и личные вещи.

Чумаки были весьма щедрыми людьми, не скупились на подарки, любили гульнуть после прибыльной ходки, шикануть. Оно и понятно, достаточно вспомнить описание запорожского казачества у Гоголя в повести «Тарас Бульба», чтобы понять, откуда эта традиция.

А гульнуть было на что. По подсчетам историков, в середине XVIII века выручка с одного воза (90 пудов или 1 440 кг) достигала 12 рублей с полтиной, превышая затраты вдвое.

Ладно, учтем непредвиденные расходы и вычтем еще несколько рублей. Все равно выходило около 20 рублей с воза в год. У чумака средней руки было в собственности 5–6 возов. Итого: 100–120 рублей в год. Притом что пуд масла стоил в то время на рынке около 78 копеек, а пуд муки — 10 копеек максимум, пуд сала — 55 копеек.

Память

Сколько их было? Вот буквально несколько цифр. В расцвет чумачества, в середине позапрошлого века (1840-е годы), из Крыма ежегодно вывозилось 130 тысяч тонн соли. Для этого требовалось около 120 тысяч чумацких соляных возов и десятки тысяч чумаков.

Целая армия. Однако стремительно наступало новое время. Железные дороги изменили лицо мира, и чумаки с их волами, возами и дорожными умениями ушли в прошлое. Их уже нет, как нет и земного Чумацкого шляха. И только небесный — вон он, на ночном крымском небе, продолжает светить всем нам и указывать дорогу с севера на юг и обратно.