27.08.2021 / 15:06

От любви не отказываются: почему роботам «не светит» заменить человека за рулем

Водитель

Фото автора JESHOOTS.comPexels

Водитель

Фото автора JESHOOTS.comPexels

После того, как был изобретен двигатель внутреннего сгорания, мир перестал быть прежним.


Как только человек придумал двигатель внутреннего сгорания, приделал к нему четыре колеса, сиденье, руль и тормоза, сел и поехал, мир перестал быть прежним. Отныне люди приобрели личную возможность передвигаться куда и когда угодно и на Земле появилось новое племя — автолюбители.

Не роскошь, а средство передвижения

Можно сколько угодно рассуждать о том, откуда у нас эта неуемная тяга к перемене мест, но ясно одно: она имеется и требует удовлетворения. Мы любим передвигаться. Не говоря уже о том, что часто просто вынуждены это делать. И желательно быстро.

Как вообще люди жили когда-то без автомобилей, трудно себе представить. Трястись в карете, бричке, телеге или верхом со средней скоростью, ненамного превышающей скорость пешехода? Бр-р-р. Десяток-другой верст еще ладно. А если сотня, две, три? Дни, недели и месяцы в пути. Ужас.

Описывать всю историю появления автомобиля мы не станем. Скажем только, что мечта о самодвижущейся повозке родилась у человека, вероятно, на следующий день после того, как он придумал повозку обычную и впрягся в нее сначала сам, а затем додумался приспособить для этого тягловых домашних животных. Эксперименты с паровой машиной оказались неудачны — этот двигатель хорошо подходил только для железных дорог, а также водных путей.

Пришлось ждать появления двигателя внутреннего сгорания, после чего мечта наконец начала сбываться. Родилось средство передвижения, которое подходило человеку практически идеально. Правда, поначалу люди в большинстве своем не оценили преимуществ новой машины и отнеслись к ней весьма настороженно, а то и откровенно враждебно.

Но время шло, росла доступность топлива и технического обслуживания, улучшались дороги и конструкция автомобилей, падала их цена, и все больше людей на себе испытывали все преимущества нового вида транспорта. А потом Генри Форд придумал свой гениальный Форд-Т, автомобиль стал доступен миллионам, и быстро выяснилось, что обойтись без него уже невозможно. Еще бы, ведь его название складывается из двух слов: греческого αupsilonpsiliτός — «сам» и латинского mobilis — «подвижной, скорый».

Почти живое существо

Автомобиль

Фото автора Nordic OverdrivePexels

Автомобиль

Фото автора Nordic OverdrivePexels

Вы заметили, что клубов любителей стиральных машин, холодильников или даже токарных станков днем с огнем не сыщешь? По той причине, что их не существует. А вот разнообразных клубов автолюбителей в мире не счесть. Казалось бы, везде речь идет о машинах, облегчающих человеку жизнь, — ан нет. Есть в автомобилях что-то, выделяющее их в особый род машин, гораздо более близких человеку, чем любые другие механизмы. Включая даже персональные компьютеры и смартфоны.

Люди вообще склонны наделять животных и растения, а также предметы, машины и даже явления природы своими чертами. Это называется антропоморфизм, и ничего странного в нем нет, так нам интереснее постигать окружающий мир, делать его ближе и дружелюбнее. Так вот, по отношению к автомобилю этот самый антропоморфизм проявляется с особой силой.

Всякий автолюбитель с удовольствием поведает не только о технических характеристиках своей машины, но и наделит ее человеческими чертами и даже скажет «мальчик» у него или «девочка». Думается, дело тут в нескольких качествах сразу.

Во-первых, свобода передвижения, которую дает автомобиль. Люди очень ценят свободу, отсюда возникает благодарность к машине. Во-вторых, скорость и комфорт, а также удовольствие от самого процесса управления автомобилем. Это еще добавляет добрых чувств.

Наконец, лошади. Даже мощность двигателей измеряется в лошадиных силах, а мы столько тысячелетий передвигались на лошадях и с их помощью, что теперь уже чуть ли не инстинктивно переносим наше отношение к умному и послушному живому существу на неодушевленный механизм. В конце концов, можно перечитать знаменитый отрывок из «Мертвых душ» Гоголя про птицу-тройку, чтобы лучше это понять.

Гаражное братство

Автомобиль и все, что с ним связано, любят по-разному. Кто-то обожает определенные марки и бренды и объединяется в соответствующие клубы. Кто-то жить не может без скорости и запретных гонок по ночным улицам городов. Такие идут в ряды стритрейсеров. Иные без ума от ретроавтомобилей, хлебом их не корми — дай восстановить какой-нибудь редчайший экземпляр середины прошлого века, поучаст вовать в специализированных выставках и парадах, а то и заработать, сдав свое авто в аренду киношникам.

В нашей стране вплоть до развала СССР личный автомобиль считался признаком если не богатства, то очень хорошего достатка. Широкие массы не могли себе его позволить, поэтому те, у кого машина была, весьма ей дорожили, ухаживали за ней и старались держать в гараже. Иметь свой гараж было так же престижно, как сам автомобиль и дачу.

Фильм Эльдара Рязанова «Гараж» хорошо показывает, на что шли люди, дабы получить стойло для своей «лошадки» и «ласточки». Кооперативные гаражи строили целыми кварталами, и там шла своя гаражная жизнь.

Мужчины-автолюбители (женщина за рулем была большой редкостью) собирались в гаражах по выходным и праздничным дням, чинили и обслуживали свои машины (самостоятельно или с помощью соседей — таких же автолюбителей, поскольку автосервис был в СССР развит слабо), обменивались новостями, обсуждали положение в городе, стране и мире.

Выпивали, разумеется, чего уж скрывать. Здесь рассказывались удивительные истории, возникала крепкая — на годы и десятилетия — дружба, решались даже нерешаемые проблемы, и проведенное время не казалось потраченным впустую. Это был особый мир, полный взаимопомощи, мужской работы, товарищества и, конечно же, любви к автомобилям.

Он и сейчас еще жив в старых гаражных кооперативах, разбросанных во множестве городов России. Но уже не так заметен, поскольку автомобилей стало гораздо больше, а их молодые владельцы и владелицы перестали рассматривать гараж в качестве необходимости.

Уже другие, но прежние

Автомобиль

Фото автора MikePexels

Автомобиль

Фото автора MikePexels

Нынешний автолюбитель утратил некоторые черты, присущие любителям авто старой формации. Самое главное — он в массе своей перестал разбираться в том, как устроен его четырехколесный «друг», какая помощь ему нужна и нужна ли вообще.

Еще 30 лет назад практически любой советский автолюбитель мог самостоятельно поменять свечи зажигания и масло, снять, зарядить и поставить на место аккумулятор и многое другое. Более того, уметь все это считалось для владельца машины таким же естественным, как для сегодняшнего человека владеть компьютером и знать, как обновить приложения в смартфоне.

Однако прошло время, уровень автосервиса вырос неимоверно, и теперь автолюбителю вполне достаточно уметь самостоятельно залить в бак бензин на заправочной станции и проверить уровень масла. Все остальное сделают специально проверенные люди.

Тем не менее любить своих четырехколесных «ласточек» их владельцы меньше не стали и по-прежнему относятся к ним как к живым существам. Да и взаимовыручка на дорогах никуда не делась. Да, всегда можно вызвать эвакуатор, техпомощь, и современные автотрассы даже оборудованы специальными пунктами связи для этого.

Но если такой возможности все-таки нет, а помощи вы просите, то кто-нибудь обязательно остановится и ее предложит. А как же иначе? Дорога уравнивает всех и всегда в этом смысле одинакова — хоть сегодня, хоть 30 лет назад.

Хотя, конечно, сегодня дороги стали несравненно лучше. Что до искусственного интеллекта, который, говорят, скоро заменит людей за рулем, то, думается, этого не произойдет.
Во всяком случае, не в массовом порядке. Люди на это не пойдут. Не из упрямства или глупости, а просто потому, что от любви не отказываются.