13.03.2021 / 08:22

Особенности детской психики: объяснен феномен сопротивления обучению

Магия

Stefan Keller https://pixabay.com/

Магия

Stefan Keller https://pixabay.com/

Сегодня люди, сталкиваясь с непонятным, все чаще начинают верить в существование сверхъестественных сил.

Необыкновенное. Загадочное. Необъяснимое. Диковинное. Непостижимое. Чудесное. Непонятное. Странное...

Богат набор выражений, которыми мы отмечаем неведомое, не встречавшееся ранее в природе. Безграничная в своих проявлениях, она не устает поставлять нам новое — то, что восхищает, удивляет, поражает наше воображение и порой вызывает вопросы к науке, которая не всегда способна на простом языке «объяснить необъяснимое».

Сегодня практически исчез науч-поп, общедоступно рассказывавший о сути нашего мира, и человек, сталкиваясь с непонятными ему явлениями, все чаще начинает верить в существование над природных, сверхъестественных сил.

Наука и мир

Наука

geralt/pixabay.com

Наука

geralt/pixabay.com

Как-то раз на читательской конференции «Наука и Мир»,на которой я представлял свою книгу «Тайны квантового мира», мне посчастливилось познакомиться с известным палеонтологом Александром Владимировичем Марковым. Оказалось, что он давно занимается феноменом отсутствия интереса многих людей к научному познанию мира.

Профессор Марков пришел к выводу, что сопротивление науке связано с тем, что человек не хочет эти знания приобретать. Обывателю удобно, не задумываясь, верить в некие внешние силы, в магию или в потусторонний мир хотя бы потому, что они не требуют труда и упорства в познании, не поддаются научному, то есть нудному и кропотливому, исследованию.

Феномен сопротивления науке

Кадр из м/ф «Маугли»

Кадр из м/ф «Маугли» (1967-1971)

Кадр из м/ф «Маугли»

Кадр из м/ф «Маугли» (1967-1971)

В своей книге «Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. Неожиданные открытия и новые вопросы» профессор описывает феномен, получивший название «сопротивление науке». По его мнению, суть этого явления кроется... в особенностях детской психики.

Дело в том, что младенец входит в наш мир с определенными знаниями. Он понимает, что предметы обладают плотностью, у него даже есть свое понятие времени, он чувствует, что все действия окружающих целенаправленные, а их эмоции являются реакцией на то или иное событие.

Без этих знаний дети превратились бы в Маугли, но они же и мешают им, а также взрослым, не утратившим детское мышление, воспринимать малопонятную порой логику науки. Так, детское представление до возраста 8-9 лет мешает понять и принять факт, что Земля круглая. Неудивительно, что и среди «инфантильных» взрослых ходят городские легенды о плоской Земле.

Все мы обезьяны

Обезьяна

http://www.globallookpress.com/

Обезьяна

http://www.globallookpress.com/

Как специалист высочайшего уровня, профессор Марков уделяет внимание критике «неверия» в эволюционное учение Дарвина. По его версии, незрелое взрослое мышление связано с детским желанием видеть в окружающем проявление чей-то высшей воли.

Помимо этого,у большинства детей развиты эгоцентризм и стремление к полному превосходству над сверстниками. К тому же дети склонны к креационистскому объяснению окружающего мира, где просто так ничего не происходит, а все возникает с вполне определенной целью.

С взрослением это переходит в стойкие убеждения: «У жизни есть определенный смысл», «Мои страдания ниспосланы свыше и их ровно столько, сколько можно выдержать», «Судьба предопределена каждому еще до рождения» и т. п. Поэтому им довольно сложно принять факт, что все мы произошли от обезьян, а не являемся Божьими творениями.