01.04.2021 / 10:02

«Князя нам не надо»: как выходцы из Великого Новгорода республику основали

Кадр из м/ф «Три богатыря»

Кадр из м/ф «Три богатыря» (2012)

Кадр из м/ф «Три богатыря»

Кадр из м/ф «Три богатыря» (2012)

Никакой другой формы правления ушкуйники-пираты в своем городе установить не могли.

Город Хлынов и страна Вятская, конечно же, были республикой. Никакой другой формы правления ушкуйники-пираты, вольные торговцы, выходцы из Великого Новгорода, который и сам был республикой, установить в своем городе не могли.

«Зачем что-то изобретать, если все уже придумано до нас и отлично работает? — так или примерно так рассуждали основатели Вятской республики. — А князя нам не надо. Ни князя, ни хана, ни царей с королями. Сами управимся».

И знаете, неплохо получалось! Легенда гласит, что при основании города Хлынова случались всяческие чудеса. Большей частью полезные. Так, например, деревья, из которых начали возводить детинец, стены, жилье и первую церковь Воздвижения Честного Креста, были не срублены, а приплыли по реке сами.

Строителям осталось их только выловить и пустить в дело. Поставили город, как положено. С востока он был защищен высоким берегом и рекой Вяткой, с других сторон окружен рвом и глубокими оврагами.

Начали жить. А прозвались вятчанами — по названию реки, а не главного города. Мирно вятчане не жили ни с кем. Да и кто в те буйные и бурные времена становления Русского государства жил иначе?

Особенно часто дрались с Новгородом, который, как и всякая метрополия, ревновал свою колонию и считал, что вятчане должны ему подчиняться.

Билась Вятская республика с Москвой, Устюгом, татарами... Да со всеми, кто под горячую руку подворачивался или лез без спроса в вятские земли с недобрыми намерениями.

Вятская республика мало отличалась от любого русского княжества той эпохи. кроме самого главного — это была единственная на Руси вечевая республика, которая даже временно не приглашала никого из русских князей поуправлять у себя делами.

Народовластие в чистом виде. К слову, интересно, что в «Повести о стране Вятской», которая по сути является, компиляцией множества народных и церковных преданий, летописных данных и легенд, в самом начале, где речь идет о происхождении славян и возникновении древнерусской государственности, Киев не упоминается вообще. Только Новгород.