11.03.2021 / 13:44

Шаманский зов или психоз: как отличить призвание от болезни

Шаманизм

https://pixabay.com/

Шаманизм

https://pixabay.com/

В первобытную эпоху общение с духами практиковалось у всех без исключения рас и народов.

Шаманизм - древнейшая форма религии

Ритуалы

https://pixabay.com/

Ритуалы

https://pixabay.com/

Шаманизм — древнейшая форма религии, появившаяся на заре цивилизации, основой которой является культ духов природы и предков. В первобытную эпоху общение с духами практиковалось у всех без исключения рас и народов.

В наше время этот ритуал присутствует лишь среди некоторых коренных народов Сибири, индейцев Америки, племен Африки и Австралии. Ключевой фигурой в системе этого верования является шаман — посредник между миром людей и миром духов, обладающий даром экстрасенса и медиума.

При помощи ритмичной музыки, танцев и пения он переносит свое духовное эго в параллельную реальность для общения с потусторонними силами.

Дар или психоз?

Шаманы

http://www.globallookpress.com/

Шаманы

http://www.globallookpress.com/

Большинство исследователей полагают, что предрасположенность к шаманской практике наследуется генетически и настоящим шаманом можно стать только при наличии врожденных задатков. Наиболее явным их признаком является шаманская болезнь.

Среди европейцев это состояние возникает редко и в основном среди тех, кто воспринял образ жизни и психологию коренных жителей Сибири и Дальнего Востока. Если шаманская болезнь проявляется у человека европейской культуры, живущего в европейском обществе, то она обычно оценивается исключительно как психоз, требующий лечения.

Выбор без выбора

Шаманизм

https://pixabay.com/

Шаманизм

https://pixabay.com/

Человек может стать шаманом в том случае, если его выбрали духи. Этот так называемый шаманский зов нередко проявляется в раннем детском возрасте. Такой ребенок отличается от своих сверстников: он не любит крикливых и шумных игр, предпочитая находиться в одиночестве, предаваясь фантазиям и грезам в выдуманном им мире.

Со временем у него развивается крайняя степень эйдетизма — способности к точному и максимально детальному воспроизведению образов (зрительных, звуковых, тактильных). Иногда он может даже не отличать, например, увиденное во сне от реальности. В некоторых случаях наплывы подобных, похожих на галлюцинации видений сопровождаются конвульсиями и полным отрешением с уходом в виртуальный мир.

При этом в зависимости от преобладания устрашающих либо восхищающих видений предполагаемый шаман впадает в буйство либо в ступор. В европейской культуре такое поведение считается безусловным признаком психической болезни, тогда как для аборигенов Сибири и Дальнего Востока это воспринимается как шаманский зов, который переходит в шаманскую болезнь.

В разгар этой болезни человеку кажется, что он умер, а его тело распадается на куски, но через некоторое время соединяется снова в ином качестве. В мистических представлениях сибирских народов это означает вселение в человека особого духа. При этом у шамана возникает устойчивый в той или иной степени осознаваемый контакт с духом-хранителем.

Горькая радость

Шаманы

https://pixabay.com/

Шаманы

https://pixabay.com/

Иногда шаманская болезнь протекает очень тяжело и заканчивается стойким психозом, а то и смертью человека. Такое обычно случается, когда человек противится зову духов, отказываясь принимать происходящие с ним изменения. В подобных случаях поступающая в него психическая энергия как бы разрывает его изнутри.

Но даже если человек смиряется со своей участью стать шаманом, готов пройти процесс инициации и выполнить все необходимые для этого действия, это не означает, что он будет испытывать удовольствие, а не муки от своего духовного перерождения. И только осознание того, что все претерпеваемое им направляется на дальнейшее благо, заставляет его относиться ко всем страданиям с должным смирением и выдержкой.

Несмотря на то что шаманскую болезнь можно в какой-то мере заглушить психотропными препаратами, алкоголем или наркотиками, в культуре сибирских народов это является предосудительным и недопустимым, поскольку в данном случае человек грубо нарушает волю Высших сил.

Кроме того, считается, что чем более ярко и неистово проявляются симптомы шаманской болезни, тем более мощный шаман из человека получится. В завершение шаманской болезни физически ослабевший, но несломленный неофит снова стремится к одиночеству. И не только для того, чтобы отдохнуть, но и для того, чтобы переосмыслить все, что с ним произошло, и упорядочить полученные сакральные знания.

Он уединяется в тундре, степи или тайге, где почти не ест и подолгу медитирует, общаясь с духами. Одиночество может продолжаться до года, затем человек возвращается к людям. Однако, не имея опыта камлания, он какое-то время должен проходить процесс обучения у более опытного шамана. Если такого нет, то он приходит к практике духовного экстаза самостоятельно, однако для этого требуется длительное время.

Сталкер в стране духов

Шаманизм

https://pixabay.com/

Шаманизм

https://pixabay.com/

Шаманская болезнь — лишь очередной этап вступления в новый статус. Основным в шаманизме является камлание — обряд активного вхождения в запредельную реальность в состоянии транса или специфически измененного сознания. Но если шаманская болезнь возникла вопреки воле человека, то камлание — это намеренное действие. Его целью могут быть целительство, защита от колдовства и злых сил, удача на охоте и в иных делах, поиск потерянных вещей, изменение погоды, пророчество.

Камлание (от «хам»,«кам» — названия шаманов в ряде тюркских языков Южной Сибири) предполагает ряд предваряющих условий. Это принесение жертвы духам в виде заклания домашнего животного, окуривание дымом пахучих трав и ритуальное омовение. В стародавние времена шаман перед, началом камлания выкуривал несколько трубок крепчайшего самосада и выпивал несколько стопок крепкого алкоголя. И только после всего этого он начинал особый шаманский танец, сопровождая его прыжками, пением и ритмичными ударами в бубен.

В результате он входил в транс и начинал общаться с духами. В шаманской практике других народов вместо табака и водки использовались иные доступные им галлюциногены и наркотики, но результат получался тот же: сознание выключалось, и человек переходил в сверхреальность. Установлено, что для этого важен не столько вид, психоактивного вещества, сколько сила его одурманивающего действия, ибо, чем больше человек отвращается от реалий материального мира, тем глубже он входит в запредельную реальность.

На пике камлания шаман не чувствует боли, ощущает прилив энергии, сильный жар и легкость в теле. Через какое-то время он прекращает свой танец и падает без чувств. Окружающие брызгают в его лицо кровью жертвенного животного, после чего шаман открывает глаза и начинает пророчествовать, исцелять и отвечать на вопросы чужим голосом.

Считается, что все это совершает вселившийся в него дух. Порой этих духов является «на сеанс» так много, что их присутствие отмечается даже зрителями в виде полтергейста, странных звуков, прикосновений и толчков. Через час-другой буйство прекращается, шаман окончательно приходит в себя и вместе с другими благодарит духов за участие в камлании. Примечательно, что употребление даже самых сильных препаратов не вызывает у шаманов наркотической зависимости, что является одним из основных признаков шаманизма.

Запредельное бескорыстие

Шаманы

http://www.globallookpress.com/

Шаманы

http://www.globallookpress.com/

Сущность шаманизма, как и его ритуалы, за тысячелетия изменилась мало, за исключением последних нескольких десятков лет. Современный шаман, при том, что он остается подлинным проводником запредельных сил, отнюдь не темная и неграмотная личность.

Зачастую это образованный и разбирающийся медицине и науке человек высокой моральной культуры. В современном шаманизме нередко используются духовные и эзотерические практики из иных систем (например, из буддийской медитации, тайц-зицюань, тенсегрити или холотропного дыхания, цигуна или йоги), которые по своему действию заменяют собой употребление запрещенных психоактивных препаратов.

Шаман во все времена пользовался особым уважением в обществе, считаясь хранителем обычаев и древней культуры своего народа. Специфическая деятельность шамана и сегодня представляет собой бескорыстное служение людям и не предполагает материального вознаграждения. При этом средства для своего существования шаман получает обычным трудом.