Быстрые радиовсплески - новая загадка Вселенной

12.11.2017

Хотя радиоастрономия является сравнительно молодой наукой, по числу удивительных открытий она может дать фору любой другой. Даже бессмысленный шум, улавливаемый антеннами радиотелескопов, способен поведать многое о прошлом и будущем Вселенной. Что уж говорить о странных внеземных сигналах, которые часто принимают за послания инопланетян.

Маленькие зеленые человечки

Летом 1967 года Джоселин Белл, аспирантка английского физика Энтони Хьюиша, работала на меридианном радиотелескопе Маллардской радиоастрономической обсерватории Кембриджского университета. Телескоп, представлявший собой целое антенное поле, был предназначен для приема и анализа излучения, идущего из квазаров — загадочных объектов в центрах галактик, обладающих малыми размерами и огромной светимостью.

Белл занималась анализом данных, зафиксированных самописцами, причем за время работы изучила в общей сложности пятьдесят километров бумажной ленты и умела на глаз отличать сигналы космических источников от помех, создаваемых земными радиостанциями и искусственными спутниками. Однажды она заметила на ленте «гребенку» — регулярные пики, которые не были похожи ни на что другое, регистрируемое радиотелескопом. Белл не стала спешить с выводами, но сигнал притягивал внимание. Он то исчезал, то появлялся, причем пики радиоизлучения шли равномерно — с периодичностью 1,33 секунды между максимумами. После того, как удалось установить связь сигналов с конкретным участком неба, аспирантка сообщила об открытии пульсирующего источника своему научному руководителю.

Первоначально Энтони Хьюиш скептически отнесся к открытию, решив, что сигнал может иметь только земное происхождение, но Белл сумела доказать, что тот идет из космоса. Поскольку ранее в природе не было зарегистрировано ни одного точечного источника радиоизлучения со столь короткой периодичностью (меньше двух секунд), то был сделан вывод: обсерватория перехватила сигнал радиомаяка, построенного инопланетной цивилизацией! Конечно, астрофизики не стали спешить с объявлением о сенсационном открытии, но, что характерно, присвоили сигналу имя LGM-1 (от «Little Green Men» — «маленькие зеленые человечки»).

Вскоре Джоселин Белл обнаружила еще три аналогичных быстропеременных радиоисточника. В феврале 1968 года Хьюиш опубликовал первую статью о них, что вызвало настоящую бурю в научном мире. Оказалось, что и ранее астрофизики улавливали подобные сигналы, но отметали их, думая, что они имеют земное происхождение. Начался активный поиск, и до конца 1968 года различные обсерватории мира обнаружили еще 58 источников, которые получили название «пульсары».

Гипотеза их искусственного происхождения продолжала обсуждаться (например, ее защищал знаменитый Иосиф Шкловский), однако в конечном итоге прав оказался британский астроном и писатель-фантаст Фред Хойл, предположивший, что пульсары являются нейтронными звездами, возникающими после взрыва сверхновых.

Случайное открытие

История открытия пульсаров очень поучительна. Не один и не два раза сигналы из космоса принимались за доказательство существования инопланетян, однако все они (кроме, пожалуй, единичного сигнала, названного «Вау!») получили объяснение как редкое природное явление. Тем не менее, поиски космического «чуда» продолжаются, и некоторые находки приводят ученых в изумление.

Очередное открытие было сделано, как водится, случайно. В феврале 2007 года группа под руководством Дункана Лоримера, профессора Университета Западной Вирджинии, обрабатывала результаты наблюдений шестилетней давности, проведенных на австралийском 64-метровом радиотелескопе Паркс. Кстати, целью исследования было обнаружение новых пульсаров. Аспирант Дэвид Наркевич заметил необычный радиосигнал — единичный, мощный, но при этом очень короткий, продолжительностью тысячные доли секунды. Сегодня сигнал фигурирует в научной литературе под обозначением FRB 010724 (от «Fast Radio Bursts») и собственным именем «быстрый всплеск Лоримера».

Кропотливые расчеты показали, что перехваченный короткий сигнал пришел из точки, расположенной в 3° от Малого Магелланова Облака, с расстояния около 3 млрд. световых лет. Поскольку за девяносто часов последующих наблюдений никаких аналогичных событий не было зафиксировано, ученые признали: им повезло наткнуться на редчайшее событие, подобное, например, вспышке сверхновой звезды.

Дальнейший анализ архивных данных радиотелескопа Паркс позволил обнаружить еще восемь подобных одиночных всплесков. Причем их распределение на небе было случайным. Факт, что длительность всплесков составляет миллисекунды, указывает: размер радиоизлучающей области в том случае, если она находится в миллиардах световых лет от нас, не превышает сотни километров, а энергия источника сопоставима с энергией, вырабатываемой нашим Солнцем за сутки или двое.

Некоторое время ученые находили радиовсплески лишь в архиве обсерватории Паркс, однако 11 февраля 2012 года похожий всплеск, идущий из-за пределов нашей Галактики, детектировал 300-метровый радиотелескоп обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико.

Всплеск в тишине

При обсуждении возможной природы всплесков большинство астрономов склонялись к мнению, что источником этого явления могут быть вспышки звезд, столкновения белых карликов или нейтронных звезд, взрывы сверхновых.

Однако дальнейший поиск выявил странности. В конце марта 2015 года немецкие астрономы Михаэль Хиппке и Вильфрид Домэнко опубликовали статью об удивительной закономерности в частотно-временном сдвиге одиннадцати радиовсплесков, обнаруженных к тому времени. Оказалось, что он кратен числу 187,5, причем отклонение от закономерности не превышало 5%. Из открытия следует важный вывод: источники всплесков находятся на строго упорядоченных расстояниях от Земли — кратных друг к другу! Такое допущение кажется невероятным, ведь современные космологические представления основаны на том, что планеты, звезды и галактики распределены хаотично относительно земного наблюдателя. Получается, что если выявленный закон 187,5 не является следствием фантастического совпадения, то все всплески имеют искусственное происхождение!

Через год, в марте 2016 года, специалисты, работавшие на радиотелескопе Аресибо, обнаружили при обработке архива наблюдений десять всплесков, идущих из района, где был зафиксирован FRB 121102. К концу года аспирант Пауль Шольц из канадского Университета Макгилла выявил еще шесть всплесков из того же места. Таким образом, на настоящий момент есть сведения о семнадцати, включая самый первый 2012 года, радиовсплесках, излучаемых одним и тем же источником в созвездии Возничего. Таким образом, гипотезу о том, что все всплески являются следом кратковременного явления типа столкновения нейтронных звезд, приходится отвергнуть. Но что остается?..

18 апреля 2015 года астрофизикам снова повезло: им удалось детектировать быстрый радиовсплеск FRB 150418 не в архиве данных, а через несколько секунд после его прихода. Это позволило быстро подключить команды других обсерваторий, которые занялись поиском источника. Группа австралийских астрономов сумела выявить слабеющее радиоизлучение, приписанное остаточной активности источника всплеска, — оно наблюдалось еще шесть суток со стороны старой эллиптической галактики, которая находится в 6 млрд. световых лет от нас.

Новейшие открытия подтверждают: быстрые радиовсплески связаны с какими-то астрономическими событиями, но, несмотря на сходство характеристик, могут иметь принципиально разную природу. Поэтому каждый из них требует отдельного изучения и осмысления. Так что или кто подает эти загадочные сигналы? Исследования продолжаются, и вскоре мы наверняка получим ответ.

Барон шелка

Пьер Карден добился ошеломительного успеха благодаря исключительному чувству прекрасного и колоссальному трудолюбию. А также – удачному расположению звезд.

Призраки Мясного бора

Есть под Новгородом деревня под названием Мясной Бор. Вот уже много лет здесь, в местах гибели Второй ударной армии, происходят странные пугающие вещи.

Калифорнийский колдун

Он зачастую не мог не то что объяснить свои гениальные достижения, но даже не записывал порядок проводимых им селекций, держа все в своей памяти.

Великий Тренк

Маленькая война двух Фридрихов обессмертила барона, сделав его героем-воином, героем-любовником, героем-преступником...

ДАР ТВОРИТЬ ДОБРО

Интервью с потомственной ясновидящей, практикующим магом Ольгой Михайловной Боженовой.

МЕДИТАЦИЯ НОЯБРЯ

В ноябре мы сосредоточим внимание и силу на течении воздуха.

МЕСЯЦ СКОРПИОНА