Век разнообразия

Великий Гераклит говорил, что из разнообразия возникает совершенная гармония. К его словам можно добавить только, что в разнообразии суть самой жизни. Однако доступ к технологическому и культурному разнообразию долгое время оставался под контролем элит и корпораций, массам же предлагалось довольствоваться «ширпотребом». Новейшие виды производства меняют эту ситуацию прямо на глазах.

Принтерная революция

Фантасты прошлого мечтали о времени, когда появятся совершенные репликаторы, способные по желанию произвести любой предмет прямо из сырья по готовому образцу. В конце ХХ века полагали, что репликация станет побочным результатом нанотехнологий, но создание армады умных нанороботов пока что откладывается из-за целого ряда трудностей.

Зато большую надежду внушают принтеры трехмерной печати — хитроумные устройства, использующие метод послойного создания объекта по цифровой модели. Сегодня их пытаются использовать в самых разных областях: от медицины до градостроительства. Речь пока идет об уникальных образцах, но технология трехмерной печати становится все более массовой и доступной по цене. Образцы принтеров, рассчитанных на широкое применение, помогают быстро изготавливать домашнюю фурнитуру, всевозможные модели для учебного и промышленного проектирования, выпускать готовые детали для оригинальных конструкций (например, недавно были продемонстрированы ракетный двигатель и автомобиль, собранные из напечатанных деталей), а также произведения искусства.

Примечательный момент: на первом же этапе внедрения трехмерной печати в быт, выяснилось, что держать подобный принтер в домашних условиях невыгодно, ведь если вы не моделист и не стоматолог, то вряд ли будете использовать его настолько часто, чтобы окупились расходы на сырье и амортизацию. К тому же, даже простейшие образцы трехмерных принтеров с ограниченными возможностями занимают довольно обширное пространство. Поэтому вскоре возникли так называемые «фаблабы» — лаборатории цифрового производства, благодаря которым можно материализовать любую вменяемую конструкторскую идею.

Желания под ключ

Идея фабрики-лаборатории («FabLab») принадлежит профессору Нейлу Гершенфельду, преподающему в Массачусетском технологическом институте. Инструментарий «фаблаб» выключает не только набор принтеров трехмерной печати, но и разнообразные станки с программным управлением, литейное производство, гравировальные и лазерные устройства. Согласно замыслу Гершенфельда, такие миниатюрные фабрики должны покрывать любые потребности заказчиков за исключением производства продуктов питания и медицинских препаратов. Больше того, профессор верит, что его «фаблабы» станут началом «персональной промышленной революции», которая, как он говорит, «превратит мир зависимых потребителей в мир независимых конструкторов и производителей».

Впрочем, все мы понимаем, что на планете не так уж много людей, которые знают тонкости инженерного конструирования и способны на языке чертежей выразить свою новаторскую идею. В таком случае изобретателю поможет специальное программное обеспечение, которое предложит возможные решения, проведет калькуляцию себестоимости и разместит заказ на компоненты в ближайших «фаблабах».

Ясно, что расширение спроса на разнообразные и уникальные вещи будет также способствовать появлению целого класса «новых ремесленников», то есть частников, которые в опоре на собственный опыт работы с цифровым производством предложат конечным потребителям куда больший ассортимент бытовой продукции, чем корпорации. И, разумеется, речь идет не только о функциональных особенностях этой продукции, но и об особом дизайне, который может выбрать или создать сам потребитель. Например, мебель или посуду с собственным гербом, выпущенную по авторскому проекту, могли себе позволить только очень богатые семейства — теперь благодаря цифровому производству и «фаблабам» подобный изыск становится доступен любому человеку со средним доходом.

Креативное потребление

В качестве своего рода прототипа того, как будет меняться общество при дальнейшем расширении «персональной промышленной революции», можно привести сообщества «реконструкторов», которые регулярно устраивают масштабные турниры и игры, имитирующие сражения прошлого. Изначально круг «реконструкторов» был узок и имел локальное распространение, однако в конце 1980-х годов в связи с ростом интереса к средневековью клубы исторического фехтования и любителей фэнтези получили новых адептов, которые подходили к проблеме более серьезно, превращая хобби в профессию. Появились ежегодные фестивали, прошли первые массовые постановки сражений. Кое-где «реконструкторов» поддержали местные власти, выделяя площадки и специалистов. Расширились и интересы самих участников движения: теперь куда чаще можно увидеть постановки из истории реальных войн ХХ века, чем стычек из фэнтезийного средневековья. В начале XXI века «реконструкторская» деятельность превратилась в целую индустрию, в которой ценится прежде всего персональный подход к изготовлению одежды, снаряжения и оружия. Отвечая на спрос, внутри движения возникло сообщество мастеров, которые профессионально занимаются производством всего этого, в том числе по индивидуальным заказам.

Футурологи полагают, что по сходному образцу будет развиваться и культура, которая складывается вокруг «фаблаб»: сегодня потребитель заказывает там в лучшем случае оригинальные сувениры для подарков близким, но по мере развития производственной базы и появления программного обеспечения, помогающего спроектировать свой быт, ассортимент заказов станет разнообразнее. Раньше или позже в моду войдет индивидуальный стиль, требующий от пользователя развитой креативности. Начнется конкуренция идей, которая выявит талантливых мастеров, способных предложить менее одаренным или более ленивым потребителям свою помощь в подготовке индивидуального стиля. Мир будет становиться все более многоцветным, а культурные достижения — все более оригинальными.

Сокрушение стандартов

Профессор Нейл Гершенфельд, придумавший «фаблабы», в ходе эксплуатации первой из них, заметил две тенденции, которые, возможно, станут магистральными в ближайшем будущем.

Во-первых, студентов, привлеченных к работе лаборатории, необычайно увлекла возможность непосредственной реализации любых, в том числе самых безумных, идей, и они начали создавать вещи, которых никогда не было: один студент изготовил устройство для визуализации уличной музыки; другой изобрел будильник, с которым нужно бороться, чтобы доказать свое пробуждение; третий придумал переносной изолятор для глушения собственных воплей.

Во-вторых, сама идея «фаблаб» мгновенно распространилась по всему миру, причем наибольшую активность в ее реализации проявили инженеры развивающихся стран, где промышленность все еще находится на уровне, мало отличающемся от середины прошлого века. Сравнительно небольшая стоимость оборудования для цифрового производства (цена простейшей «фаблабы» — 20 тысяч долларов) позволила развернуть его даже в труднодоступных малообеспеченных районах, привлекая к конструкторскому творчеству местных подростков, которые никогда не помышляли о подобной возможности. И тогда выяснилось, что дети намного креативнее взрослых.

Нейл Гершенфельд видит в этих тенденциях проявление нового этапа глобализации, но не по стандарту транснациональных корпораций, которые ради сверхприбылей стремятся подмять под себя и унифицировать все живое, а через сокрушение стандартов и выхода в пространство неограниченных возможностей. «Фаблабы» ломают инструментальное «неравенство», на котором зиждется современный мир, поэтому со временем отпадет нужда и в корпорациях, а затем, вероятно, и в государствах. Общины, находящиеся на самообеспечении и обменивающиеся оригинальными идеями, помогающими решать те или иные проблемы, станут основой нового уклада. Как изменится цивилизация в процессе, думается, мы увидим очень скоро.

Антон Первушин


Рубрика сайта: ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ
Отправить ссылку другу


0


Рубрики

«Британник»: тайна гибели

«Британник»: тайна гибели

Гигант, чья длина составляла 270 метров, пошел ко дну в Средиземном море вблизи Греции. По иронии судьбы это был брат-близнец печально известного «Титаника».

Волшебник из Сысерти

Волшебник из Сысерти

Cказы Бажова живут и на страницах книг, и на экранах, и в театре, и в музыке, и в художественных галереях. И ведутся бесконечные споры: что такое его сказы?

Денежная магия Таро

Денежная магия Таро

Этот обряд проводится исключительно по пятницам, на растущей Луне и желательно в солнечные дни в любое время года.

Муж имеет право?!

Муж имеет право?!

Шовинизм — мужская бредовая идея о своем превосходстве — возможно самый бессмысленный вид «этой болезни».


ГОД КРЫЛАТОЙ СОБАКИ

ГОД КРЫЛАТОЙ СОБАКИ

Языческий прогноз с 25 декабря 2017 по 24 декабря 2018.

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ ЯНВАРЯ

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ДНИ ЯНВАРЯ

Какие дни января Звезды одарили своим благословением.

МЕДИТАЦИЯ ФЕВРАЛЯ

МЕДИТАЦИЯ ФЕВРАЛЯ

Медитация освобождения дыхания и оживляющей свободы. 

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

Вышел в продажу новый номер журнала "Ступени Оракула"!

Loading...

Астрологический прогноз — способ узнать будущее

Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.

Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.