Век разнообразия

Великий Гераклит говорил, что из разнообразия возникает совершенная гармония. К его словам можно добавить только, что в разнообразии суть самой жизни. Однако доступ к технологическому и культурному разнообразию долгое время оставался под контролем элит и корпораций, массам же предлагалось довольствоваться «ширпотребом». Новейшие виды производства меняют эту ситуацию прямо на глазах.

Принтерная революция

Фантасты прошлого мечтали о времени, когда появятся совершенные репликаторы, способные по желанию произвести любой предмет прямо из сырья по готовому образцу. В конце ХХ века полагали, что репликация станет побочным результатом нанотехнологий, но создание армады умных нанороботов пока что откладывается из-за целого ряда трудностей.

Зато большую надежду внушают принтеры трехмерной печати — хитроумные устройства, использующие метод послойного создания объекта по цифровой модели. Сегодня их пытаются использовать в самых разных областях: от медицины до градостроительства. Речь пока идет об уникальных образцах, но технология трехмерной печати становится все более массовой и доступной по цене. Образцы принтеров, рассчитанных на широкое применение, помогают быстро изготавливать домашнюю фурнитуру, всевозможные модели для учебного и промышленного проектирования, выпускать готовые детали для оригинальных конструкций (например, недавно были продемонстрированы ракетный двигатель и автомобиль, собранные из напечатанных деталей), а также произведения искусства.

Примечательный момент: на первом же этапе внедрения трехмерной печати в быт, выяснилось, что держать подобный принтер в домашних условиях невыгодно, ведь если вы не моделист и не стоматолог, то вряд ли будете использовать его настолько часто, чтобы окупились расходы на сырье и амортизацию. К тому же, даже простейшие образцы трехмерных принтеров с ограниченными возможностями занимают довольно обширное пространство. Поэтому вскоре возникли так называемые «фаблабы» — лаборатории цифрового производства, благодаря которым можно материализовать любую вменяемую конструкторскую идею.

Желания под ключ

Идея фабрики-лаборатории («FabLab») принадлежит профессору Нейлу Гершенфельду, преподающему в Массачусетском технологическом институте. Инструментарий «фаблаб» выключает не только набор принтеров трехмерной печати, но и разнообразные станки с программным управлением, литейное производство, гравировальные и лазерные устройства. Согласно замыслу Гершенфельда, такие миниатюрные фабрики должны покрывать любые потребности заказчиков за исключением производства продуктов питания и медицинских препаратов. Больше того, профессор верит, что его «фаблабы» станут началом «персональной промышленной революции», которая, как он говорит, «превратит мир зависимых потребителей в мир независимых конструкторов и производителей».

Впрочем, все мы понимаем, что на планете не так уж много людей, которые знают тонкости инженерного конструирования и способны на языке чертежей выразить свою новаторскую идею. В таком случае изобретателю поможет специальное программное обеспечение, которое предложит возможные решения, проведет калькуляцию себестоимости и разместит заказ на компоненты в ближайших «фаблабах».

Ясно, что расширение спроса на разнообразные и уникальные вещи будет также способствовать появлению целого класса «новых ремесленников», то есть частников, которые в опоре на собственный опыт работы с цифровым производством предложат конечным потребителям куда больший ассортимент бытовой продукции, чем корпорации. И, разумеется, речь идет не только о функциональных особенностях этой продукции, но и об особом дизайне, который может выбрать или создать сам потребитель. Например, мебель или посуду с собственным гербом, выпущенную по авторскому проекту, могли себе позволить только очень богатые семейства — теперь благодаря цифровому производству и «фаблабам» подобный изыск становится доступен любому человеку со средним доходом.

Креативное потребление

В качестве своего рода прототипа того, как будет меняться общество при дальнейшем расширении «персональной промышленной революции», можно привести сообщества «реконструкторов», которые регулярно устраивают масштабные турниры и игры, имитирующие сражения прошлого. Изначально круг «реконструкторов» был узок и имел локальное распространение, однако в конце 1980-х годов в связи с ростом интереса к средневековью клубы исторического фехтования и любителей фэнтези получили новых адептов, которые подходили к проблеме более серьезно, превращая хобби в профессию. Появились ежегодные фестивали, прошли первые массовые постановки сражений. Кое-где «реконструкторов» поддержали местные власти, выделяя площадки и специалистов. Расширились и интересы самих участников движения: теперь куда чаще можно увидеть постановки из истории реальных войн ХХ века, чем стычек из фэнтезийного средневековья. В начале XXI века «реконструкторская» деятельность превратилась в целую индустрию, в которой ценится прежде всего персональный подход к изготовлению одежды, снаряжения и оружия. Отвечая на спрос, внутри движения возникло сообщество мастеров, которые профессионально занимаются производством всего этого, в том числе по индивидуальным заказам.

Футурологи полагают, что по сходному образцу будет развиваться и культура, которая складывается вокруг «фаблаб»: сегодня потребитель заказывает там в лучшем случае оригинальные сувениры для подарков близким, но по мере развития производственной базы и появления программного обеспечения, помогающего спроектировать свой быт, ассортимент заказов станет разнообразнее. Раньше или позже в моду войдет индивидуальный стиль, требующий от пользователя развитой креативности. Начнется конкуренция идей, которая выявит талантливых мастеров, способных предложить менее одаренным или более ленивым потребителям свою помощь в подготовке индивидуального стиля. Мир будет становиться все более многоцветным, а культурные достижения — все более оригинальными.

Сокрушение стандартов

Профессор Нейл Гершенфельд, придумавший «фаблабы», в ходе эксплуатации первой из них, заметил две тенденции, которые, возможно, станут магистральными в ближайшем будущем.

Во-первых, студентов, привлеченных к работе лаборатории, необычайно увлекла возможность непосредственной реализации любых, в том числе самых безумных, идей, и они начали создавать вещи, которых никогда не было: один студент изготовил устройство для визуализации уличной музыки; другой изобрел будильник, с которым нужно бороться, чтобы доказать свое пробуждение; третий придумал переносной изолятор для глушения собственных воплей.

Во-вторых, сама идея «фаблаб» мгновенно распространилась по всему миру, причем наибольшую активность в ее реализации проявили инженеры развивающихся стран, где промышленность все еще находится на уровне, мало отличающемся от середины прошлого века. Сравнительно небольшая стоимость оборудования для цифрового производства (цена простейшей «фаблабы» — 20 тысяч долларов) позволила развернуть его даже в труднодоступных малообеспеченных районах, привлекая к конструкторскому творчеству местных подростков, которые никогда не помышляли о подобной возможности. И тогда выяснилось, что дети намного креативнее взрослых.

Нейл Гершенфельд видит в этих тенденциях проявление нового этапа глобализации, но не по стандарту транснациональных корпораций, которые ради сверхприбылей стремятся подмять под себя и унифицировать все живое, а через сокрушение стандартов и выхода в пространство неограниченных возможностей. «Фаблабы» ломают инструментальное «неравенство», на котором зиждется современный мир, поэтому со временем отпадет нужда и в корпорациях, а затем, вероятно, и в государствах. Общины, находящиеся на самообеспечении и обменивающиеся оригинальными идеями, помогающими решать те или иные проблемы, станут основой нового уклада. Как изменится цивилизация в процессе, думается, мы увидим очень скоро.

Антон Первушин


Рубрика сайта: ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ
Отправить ссылку другу


0


Рубрики

Монетка и пустота

Монетка и пустота

Мы храним пустые багажные сумки и дамские сумочки, пустые коробки из-под обуви и пустые банки в надежде, что они когда-то «пригодятся»...

Проверим здоровье щитовидки

Проверим здоровье щитовидки

Если по каким-то причинам щитовидная железа вырабатывает много гормонов, это плохо, но и когда их маловато, тоже нехорошо.

Тренажер для самооценки

Тренажер для самооценки

Чтобы донести до подсознания, что вы успешны, нужно отслеживать свои маленькие победы, фиксировать их.

Магия звука

Магия звука

Зачастую музыка, как бы прислушиваясь к нашим душевным переживаниям, к нашей боли, подобно гениальному целителю, эффективно избавляет нас от страданий.


МЕДИТАЦИЯ МАЯ

МЕДИТАЦИЯ МАЯ

Медитация мая – это медитация достижения цели.

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

Вышел в продажу новый номер журнала "Ступени Оракула"!

АСТРОПРОГНОЗЫ НА 2018 ГОД

АСТРОПРОГНОЗЫ НА 2018 ГОД

Что ждет вас в этом году? Читайте в гороскопах от "Оракула".

ВОСТОЧНЫЙ ГОРОСКОП

ВОСТОЧНЫЙ ГОРОСКОП

Что ждет нас в 2017 году по Восточному гороскопу.

Loading...

Астрологический прогноз — способ узнать будущее

Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.

Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.