Загадка на века

В начале прошлого века, в июне 1908 года, случилось событие, сразу же озадачившее весь мир и ставшее одной из величайших загадок ХХ века. Однако тайна и поныне, когда до конца века осталось два года, не раскрыта. И, надо полагать, так, неразгаданной, она перейдет в следующее тысячелетие. Возможно, потомки наши окажутся более удачливыми и дадут полный ответ на вопрос, которому уже больше ста лет: что же это такое, Тунгусский метеорит?

Не конец ли света?

Тогда его эхо, в прямом смысле слова, раскатилось далеко. Видно, случилось нечто ужасное, если в течение нескольких недель после катастрофы небо в Европе так ярко светилось от распыленного в атмосфере вещества, что в полночь можно было легко читать газеты. Хорошо, рассуждали люди, что случилось это там, на краю света, в этой ужасной непостижимой Сибири?

Оно пролетело...

Но что же именно увидели в то солнечное утро 30 июня аборигены «ужасной» Сибири? Жители всей Центральной и Восточной Сибири разглядели в небе стремительно несущееся огромное космическое тело, оставлявшее за собой огненный дымный след. Метеорит одновременно наблюдали на расстоянии в полторы тысячи километров. Но одни наблюдатели впоследствии рассказывали об огромном красном шаре, другие - о бело-голубом цилиндрическом теле, сиявшем ярче Солнца. Для одних метеорит промелькнул за 5-6 секунд, другие видели его в небе более 10 минут. Однако, направление полета все указывали одинаково - на северо-северо-восток.

Появление небесного гостя сопровождалось ужасным грохотом, похожим на мощную артиллерийскую канонаду; в домах вылетали стекла, земля дрожала, население охватила паника, ждали конца света. После пролета метеорита из-за горизонта на десятки километров к небу поднимался столб черного дыма, из которого вырывалось пламя; грохот продолжался около часа, были слышны три особо мощных взрыва с интервалами по две минуты. Позже подсчитали, что общая энергия взрывов по мощности соответствовала взрыву 2000 атомных бомб! Действительно, к счастью, что удар пришелся на практически безлюдные районы.

Не задело, и ладно!

Несмотря на грандиозность и необычность явления, тогдашние научные круги и общественность (если не считать "обывательских" разговоров) отнеслись к нему с удивительным равнодушием. Ну, свалилось, что-то с неба, нас не задело - и ладно!..

"Задело это лишь Академию наук нищей разоренной гражданской войной России, и в 1921 году она организовала первые исследования под руководством Л.А.Кудика, которому удалось установить примерное место взрыва метеорита. С 1927 года в течение нескольких дет экспедиция изучала обнаруженную ею огромную область радиального вывала леса диаметром в 60 км. Поваленные деревья лежали рядами, как солдаты, вершинами указывая направление взрывной волны. Но ударного кратера и метеоритного вещества найти не удалось. В 1941 году Л.А. Кулик погиб смертью храбрых в боях с немцами под Москвой.

После войны в районе «куликовского» вывала работало множество экспедиций, но им тоже ни самого метеорита, ни даже кратера найти не удалось. Гигантское космическое тело исчезло бесследно...

Неземные красавицы и плазмоид

Естественно, что весьма распространенный принцип обратной пропорциональной зависимости: чем меньше исходных данных, тем больше всяческих гипотез - "сработал" и в этом случае. Можно сказать, что фантастических версий - масса, а вот научно обоснованных гипотез не так уж много.

Самая фантастичная, как и положено, принадлежит писателю-фантасту Александру Казанцеву. По его версии, на Подкаменной Тунгуске потерпел аварию модуль межзвездного космического корабля. В тайге остались жертвы кораблекрушения - внеземные красавицы. Долго они ждали спешивших к ним спасителей - звездных возлюбленных, но так и не дождались. Вот и экспедиция Кулика к ним опоздала... Гипотеза настолько красива, что ни в каких обоснованиях, разумеется, не нуждается.

Физики А. Дмитриев и В. Журавлев предположили, что с землей столкнулся "плазмоид" - оторвавшееся от Солнца плазменное солнечной вещество, мощный взрыв на поверхности нашего светила выбросило его в Космос. Этот "кусок Солнца" образовал как бы огромную шаровую молнию, которая и взорвалась над Сибирью. Действительно, солнечные выбросы, или протуберанцы, иногда достигают размеров, соизмеримых с размерами самого Солнца. Однако они, судя по астрономическим наблюдениям, являются "пленниками" солнечного магнитного поля. К тому же плотность вещества протуберанцев в триллионы раз меньше плотности воды, а все наблюдатели отмечали светящееся тело относительно небольшого размера и с четким контуром.

«Белый замок» в тайге

"Официального" кратера Тунгусского метеорита нет, все исследователи исходят из того, что до поверхности Земли космический странник не долетел. И исходя из этого, строят свои гипотезы.

Дерзну выдвинуть свою гипотезу и я. И начну с того, что оспорю это положение. Так ли это? Действительно ли метеорит не достиг Знмли?

Как известно, летящее над землей тело наблюдали и в Енисейске, и в Канске, и в Бодайбо; грохот стоял на Енисее, на Лене, на Витиме... Именно в междуречье Лены и Витима, северо-западнее поселка Бодайбо, в дикой тайге я исследовал загадочный кратер. Несомненно, недавнего происхождения, он не имеет аналогов с известными формами земного рельефа. Я назвал его "Патомским" - он находится на Патомском нагорье, более известном как Ленский золотрудный район.

На любого, кто попадет в эти нехоженые места, он производит ошеломляющее впечатление: словно белокаменный замок , взымающийся над дикой лиственичной тайгой. Какая сила раздробила и выбросила миллиона тонн известняка, когда это произошло, какова причина взрыва?

"Замок" напоминает вулкан, но никаких вулканических пород не содержит. Похож также на лунный кратер - состоит из высокого кольцевого вала и центральной горки. Высота вала - от 6 до 40 метров, диаметр по гребню - около 90 метров, а сложен он огромными свежими известняками протерозоя, которые залегают здесь в виде коренных пластов. Гребень вала - острый, не осыпавшийся, не заросший лесом. А в условиях весной мерзлоты и обильных осадков он должен был быстро разрушиться! Так что "рождение" его вполне можно отнести к 1908 году. Я описал кратер как метеоритный. И считаю, что он возник при ударе о Землю обломка Тунгусского метеорита, пробившего земную атмосферу. Хотя найти остатки метеоритного вещества в пробах грунта мне не удалось.

И еще два «замка»

Когда я показал фотографии Патомского кратера доктору геолого-минералогических наук В.А.Арсеньеву, он весьма удивился и сказал, что в дикой тайге в 170 км к юго-западу от Канска тоже обнаружил такой же кратер диаметром около 200 метров, с высотой кольцевого вала в 8-10 метров. Сложен он был глыбами кембрийского местного известняка. Сомнений, что кратер образован в результате взрыва, у А.В. не было, но причина для него так и осталась загадкой. Замечу, что в Канске в "день Метеорита" канонада была просто ужасной.

Еще на один загадочный кольцевой вал в тайге наткнулся в 1991 году охотник-промысловик В.И. Воронов. Вал из раздробленных каменных глыб высотой в 20 метров и диаметром 200 метров находится в 100 км юго-восточнее вывала леса, обнаруженного в 20-е годы Куликом. Воронов напомнил и об огромном другом радиальном вывале леса, расположенного юго-восточнее "куликовского" вывала. Он был еще в 1911 году инженером-дорожником Вячеславом Шишковым, знаменитым впоследствии писателем. Но тогда никому в голову не пришло соотнести "шишковскую" зону вывала леса с ударом метеорита. Хотя отсюда сравнительно недалеко до Енисейска, где жители от громовых ударов были в панике.

Если взглянуть на карту, то видно, что кратеры и вывалы леса расположились полосой в северо-западном направлении. Поскольку метеорит летел на северо-восток, надо думать, что он раскололся на части в высокой части атмосферы и его обломки накрыли большую "зону поражения". Но почему же до сих пор не найдены сами обломки метеорита?

Разгадка - в манной каше

В 1986 году два космических зонда, исследовавшие ядро кометы Галлея, выяснили, что в Космосе несутся огромные ледяные горы, состоящие из льда, замерзшего метана и твердой углекислоты, вроде той, которую в виде брусков используют мороженщицы, сохраняя свой нестойкий товар.

Полагаю, таким был и Тунгусский метеорит. Раскаляясь в атмосфере твердые вода, метан, углекислота превращались: отсюда и страшный взрыв Тунгусского ледяного метеорита. Но глыбы углекислоты вполне могли долететь земли, пробить двести-триста метров горных пород, а потом в глубине, превратившись в газ, произвести взрыв ужасной силы и с оглушительной "канонадой" выбросить раздробленные горные породы. Если у вас есть маленький ребенок, вы этот процесс в миниатюре видите каждый день, когда смотрите на кипящую манную кашу. Накапливающийся в каше газ, с бульканьем (с "канонадой") вырывается на поверхность и образует "кольцевые кратеры с центральной горкой".

Оттого метеоритные остатки не найдены ни в одном кратере. Они уже давным-давно в нашей атмосфере.

Александр ПОРТНОВ, профессор,
доктор геолого-минералогических наук

Рубрика сайта: НЕПОЗНАННОЕ

Время Большого Счастья

В ноябре планета Большого счастья Юпитер переходит из Скорпиона в зодиакальный знак Стрельца, свою обитель. Что нас ждет?

Борьба с тьмой

Ноябрь – время обострения всевозможных депрессий. Причин много, и в числе главных – недостаточное количество света.

Секреты молодости

Сколько бы вам ни «стукнуло», всегда есть шанс вернуть молодость. Если хотите перехитрить время, предлагаем освоить несколько психотехник.

Спать правильно!

Можем ли мы сделать свой сон приятным и продуктивным? Да! Надо лишь подчиняться нескольким правилам.

ПРОГНОЗЫ ДЛЯ РОССИИ

Что ждет нашу страну в 2019 году? Читайте в нашем спецвыпуске!

ПРОГНОЗЫ И ПРЕДСКАЗАНИЯ 2019

Гороскопы на все случаи жизни от лучших астрологов Оракула!

МЕСЯЦ СКОРПИОНА