Парадоксы демографии

Нас часто запугивают россказнями о грядущих катастрофах, которые перечеркнут историю человечества. Глобальная ядерная война, пандемия, изменение климата, столкновение с астероидом — вот далеко не полный список угроз, которые в теории способны привести к закату нашей цивилизации. Однако серьезные исследования дают парадоксальный результат: даже если нечто подобное произойдет в реальности, люди не только выживут, но и приумножатся.

Сценарии «конца света»

Идея о неизбежности «конца света» пришла из религиозных концепций, но поначалу поддерживалась учеными. Причем если религии описывали глобальное изменение мира после наступления «судного дня», то наука на основе наблюдения за природой, сразу исходила из того, что вымирание человечества не приведет к решающему влиянию на дальнейшее развитие Вселенной. Ученые говорили: да, возможно, когда-нибудь мы исчезнем, но звезды будут продолжать светить, давая жизнь новым мирам и существам.

На рубеже XIX-го и XX-го веков научная эсхатология (так называется вся совокупность многочисленных теорий о «конце света») обсуждала две главные угрозы: вырождение человечества в результате технического прогресса и падение гигантской кометы. Кроме того, известные фантасты того времени Альбер Робида и Герберт Уэллс описывали опустошительные разрушения, которые нанесет оружие массового поражения, примененное в ходе общеевропейской войны. Кстати, Уэллс был одним из первых, кто использовал термин «атомная бомба». И все же та эпоха отмечена социальным оптимизмом — даже самые мрачные прогнозы сводились к тому, что какая-то часть человечества сумеет пережить катастрофу и заложить основу для формирования более совершенного общества.

Ситуация в оценке угроз изменилась, когда появилось реальное атомное оружие. Некоторые физики полагали, что даже один взрыв бомбы способен уничтожить нашу планету со всеми ее обитателями. Например, возникли опасения, что запустится самоподдерживающаяся термоядерная реакция горения азота, которая за несколько минут охватит всю атмосферу Земли. Впрочем, расчеты показали, что такое развитие событий крайне маловероятно, поэтому атомная бомба была все-таки испытана, а в дальнейшем применена против Хиросимы и Нагасаки.

Позже аналогичную проблему обсуждали в связи с испытаниями термоядерных бомб — появились теоретические модели, показывающие, что при достижении определенной мощности взрыв вызовет «детонацию» океанов за счет содержащегося в воде дейтерия. Эти модели тоже оказались в конечном итоге ошибочными, и им на смену пришла концепция «ядерной зимы», построенной на основе исследования возможных изменений климата после массового применения атомного оружия. Сегодня концепция оспаривается, поскольку нет уверенности, что она достаточно полно учитывает все природные факторы.

«Аргумент Судного Дня»

В 1980-х годах эсхатологию попытались обосновать математически. Используя теорию вероятности и оценочные данные по количеству живших ранее людей, астрофизик Брендон Картер выдвинул «Теорему о конце света», которую еще называют «Аргументом Судного Дня». Смысл теоремы в том, что с позиции вероятности мы, скорее всего, находимся посередине хронологической шкалы существования человечества. Если принять это предположение, то, зная динамику роста численности населения, можно по специальной формуле вычислить, как долго проживет человечество и какой численности оно достигнет к пресловутому «судному дню».

Один из прогнозов, подготовленный философом Джоном Лесли на основе теоремы, выглядит следующим образом. Если мы примем, что до настоящего момента на Земле жили 60 млрд. людей, то тогда мы можем сказать, что общее число людей не превысит 1,2 трлн. Предполагая далее, что население мира стабилизируется на уровне 10 млрд. человек, а средняя продолжительность жизни составит 80 лет, получаем результат: чтобы оставшиеся миллиарды людей родились, понадобится еще 9120 лет, а потом с большой вероятностью произойдет нечто такое, что уничтожит наш биологический вид.

Впрочем, в формулу можно подставить более произвольные значения, и тогда хронология существования человечества возрастает. Например, космолог Ричард Готт, который открыл теорему независимо от других авторов, получил иной срок — 7,8 млн. лет, что вполне достаточно для выхода цивилизации за пределы материнской планеты и расселения ее по Галактике, а в таком случае формула теряет смысл.

Соображения сторонников теоремы о «конце света» выглядят умозрительными, ведь они опираются на статистические измерения, а разум отличается еще и тем, что частенько нарушает статистические закономерности. С другой стороны, он же вполне способен изобрести и внедрить технологию, которая в буквальном смысле сожрет мир. Скажем, очень много в последнее время пишут об опасности бесконтрольного распространения «серой слизи» — микроскопических роботов, обладающих способностью к размножению: футурологи полагают, что если они когда-нибудь появятся, то стремительно переработают в свои копии всю земную органику, включая людей.

Воля к жизни

Впрочем, далеко не все прогнозы одинаково пессимистичны. В октябре 2014 года ученые Кори Брэдшоу и Барри Брук опубликовали результаты сделанного ими моделирования, в рамках которого рассмотрели девять сценариев развития цивилизации, включая катастрофические. В частности, они использовали сценарии всемирной пандемии, глобальной термоядерной войны и резкого снижения рождаемости за счет направленной социальной политики. Каково же было их удивление, когда выяснилось, что даже война не способна сильно проредить человечество и хоть как-то снизить темпы демографического роста.

Примечательно, что даже если в ближайшее время на всей планете примут политику «одна семья — один ребенок», как в Китае, к 2100 году на планете будут жить около 10 млрд. человек. В связи с этим у авторов исследования вызывает тревогу только одно — сможет ли в таком случае цивилизация удержаться от окончательного разрушения земной экосистемы и не исчерпает ли она все доступные ресурсы?

Тут тоже есть ответ. Сегодня мы наблюдаем заметный рост в области энергосберегающих технологий. Выпускается экономичная бытовая техника, автомобили и даже самолеты переходят на электродвигатели, а сама электроэнергия все шире добывается из восстанавливаемых источников, то есть из солнечного света, ветра и морских волн. Фактически мы стоим на пороге новой технической революции, после которой отдельные домохозяйства смогут добывать энергию самостоятельно и делиться ею друг с другом по мере необходимости. Такое положение вещей, если оно воцарится в мире, позволит заметно снизить нагрузку на экосистему и создать новую экономику, ориентированную на удовлетворение базовых потребностей всех и каждого.

Если все же произойдет некая катастрофа, то, как показывает опыт предыдущих веков, прогресс пойдет еще быстрее, потому что перед народами Земли встанет вопрос выживания, а не сиюминутной выгоды.

Бутылочное горлышко

Хорошей иллюстрацией к тому, насколько устойчиво человечество к потрясениям, служит «эффект бутылочного горлышка» — сокращение генофонда популяции из-за неблагоприятных условий, явно наблюдаемое в живой природе (к примеру, на популяции гепардов). Известно, что генофонд человечества обеднен. Следовательно, в какие-то периоды нашей истории мы проходили через «бутылочное горлышко» эволюции.

Согласно новейшим исследованиям генетиков, люди дважды находились на грани вымирания. Около 1,2 млн. лет назад численность наших прямых предков сократилась до 26 тысяч человек, а около 70 тысяч лет назад и вовсе до 2 тысяч. И при этом наши предки, хотя и находились в более суровых условиях, сумели выжить, сохраниться, создать общество, расселиться по всей планете и даже сделать первый шаг в космическое пространство. Так неужели мы и наши дети глупее их?

Рубрика сайта: ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ

Лола Монтес: первая феминистка

Она была неуживчива, норовила в лицо говорить дуракам правду – даже если это были высокопоставленные или коронованные дураки!

Богиня Рейна

Белокурая красавица… Выдающийся режиссер… Ведьма… Как только ни называли самую знаменитую Львицу прошлого века – Лени Рифеншталь.

История индейской принцессы: сказка от Диснея и позорный миф

Реальная история Покахонтас была печальной. Европейцы и американцы должны ее считать постыдной.

Правила для конфликтных пар

Если знать принцип зодиакальных конфликтов, можно заранее постелить соломки. Астролог Валерия Браво рассказывает...

ДАР ТВОРИТЬ ДОБРО

Интервью с потомственной ясновидящей, практикующим магом Ольгой Михайловной Боженовой.

МЕДИТАЦИЯ ДЕКАБРЯ

В ноябре мы сосредоточим внимание и силу на течении воздуха.

МЕСЯЦ CТРЕЛЬЦА