Учеба как жизнь и жизнь как учеба

Начиная с великого швейцарца Иоганна Песталоцци, прогрессивные педагоги трудятся над созданием образовательной системы, которая позволила бы раскрыть талант в ребенке и помогла бы развить все задатки полноценного человека: интеллектуальные, физические, нравственные. Однако до сих пор успех в этом благородном деле сопутствовал лишь отдельным энтузиастам. Смогут ли изменить ситуацию новейшие технологии? Каким станет образование будущего?

С планшетом по жизни
Современные информационные технологии развиваются сумасшедшими темпами. Новое поколение уже называют «цифровым», и, согласно прогнозам демографов, через десять лет «цифровые» люди будут составлять половину населения Земли.

Тогда же в обиход войдут технологии «расширенной реальности», когда исчерпывающая информация о любом объекте, попавшем в поле зрения, будет выдаваться по первому требованию и в любой удобной для пользователя форме.

Понятно, что информационная среда — это нечто большее, чем неограниченное поле для игр и развлечений. Это еще и отличный инструмент для обучения. И педагогический потенциал информационной среды еще только предстоит освоить.

К примеру, знакомые нам социальные сети позволяют одноклассникам, их родителям и учителям объединяться в группы, в которых обсуждаются новости и проблемы, школьная программа и вопросы успеваемости. Дальнейшее развитие таких групп поможет использовать и родительские знания при дистанционном обучении школьников, то есть каждый из родителей, обладающий определенными навыками или специальностью, сможет в перспективе стать репетитором для всего класса или даже школы. Ребенок, входящий в группу, сможет получить исчерпывающий ответ на самый экзотический вопрос, причем очень быстро и в интерактивном формате.

Больше того, сети позволяют организовать интернет-конференции, на которых школьники и студенты (не только из конкретного учебного заведения, но и со всего мира) могут поделиться результатами своих исследовательских работ, получить отзывы и оценки, объединиться в команды для реализации новых проектов. Таким образом, еще с детства человек «цифрового» поколения оказывается вовлечен в творческий процесс, позволяющий ему начать самореализовываться и самому искать тот «главный талант», который в нем сокрыт.

Всемирный репетитор
Под влиянием информационных технологий неизбежно будет развиваться и семейное образование (анскулинг). В прошлом оно сдерживалось тем, что родители зачастую не способны оценить, насколько обучение ребенка соответствует общепринятым стандартам — сегодня же, благодаря обучающим интернет-ресурсам и тестирующим программам с мощным мультимедийным наполнением, процесс обучения превращается в захватывающую игру не только для ребенка, но и для его родителей. А конечный контроль качества образования будут осуществлять специалисты-репетиторы, объединенные в школу экстернов.

Впрочем, формирование системы «всемирного репетиторства» в большей степени затронет даже не школы, а университеты. Давайте вспомним, для чего существуют современные университеты. Прежде всего для того, чтобы студент оказался вырван из повседневности, которая мешает обучению, и погружен в новую интеллектуальную среду, способствующую расширению багажа знаний, накоплению опыта и специфических контактов. Затем студента необходимо вовлечь в групповой проект, который даст старт карьере, предопределив будущее как специалиста.

Но ведь всемирная сеть и есть такая интеллектуальная среда! Причем в отличие от университетских аудиторий, она доступна для обучения семь дней в неделю и двадцать четыре часа в сутки. К примеру, руководство ведущих вузов уже на полном серьезе планирует отказаться от чтения лекций в аудиториях, заменив их либо готовыми выверенными записями, либо трансляцией в режиме реального времени. Студенты будут появляться в стенах вуза лишь для участия в практических и лабораторных занятиях.

И это лишь первый шаг. Впереди — возникновение повсеместного «распределенного образовательного пространства», с которым человек будет взаимодействовать на протяжении десятилетий. То есть университет с его традиционной инфраструктурой, менеджментом, профессорско-преподавательским составом постепенно отомрет, уступив место интернет-порталам, доступность к которым будет определяться исключительно статусом обучающегося в «образовательном пространстве», а не его возрастом или заслугами. Поэтому вполне обыденными станут ситуации, когда один и тот же человек с утра, скажем, читает лекцию по архитектуре баз данных как профессор, а вечером готовится к экзамену по теории видеопотоков как студент. При такой системе обучения любой достаточно активный человек сможет приобрести несколько профессий, причем потратив на их овладение не предписанное программами время, а именно столько, сколько захочет потратить.

Понятно, что в подобных условиях понадобятся и соответствующие (скорее всего, независимые) аттестационные центры, где будет проводиться оценка соответствия знаний и навыков того или иного специалиста заявляемому уровню. Общеобразовательная аттестация, ввиду большого разнообразия и разветвленности «индивидуальных профессиональных траекторий», перестанет иметь значение — важен будет только уровень специальной подготовки. Студенты и профессора исчезнут — преподавательское сообщество будет заменено интернациональными или корпоративными группами, состоящими из участников, навигаторов и экспертов.

«Умный» мир
Когда футурологи в своих работах пытаются разглядеть последствия внедрения информационных технологий, они используют концепцию «когнитивного» («умного») мира.

Чем «когнитивный» мир отличается от обычного? Чтобы ответить на вопрос, давайте вспомним концепцию «умного дома», который насыщен электроникой и бытовыми приборами настолько, что умеет быстро и точно реагировать на изменения внутри и вне себя. К примеру, холодильник в таком «умном доме» не только охлаждает продукты, но и следит за полноценным питанием владельца с учетом вкусов и пристрастий последнего, сам может заказывать продукты в интернет-магазине и тестирует их на содержание вредных веществ. Так же и «умный» мир будет содержать бесконечное множество «точек» сбора и анализа данных, а также центров принятия решений. Для него станет обычным (уже становится!) более плотная связность между квалифицированными специалистами, свободными ресурсами, постановщиками и планировщиками задач, наиболее современными технологиями и, самое важное, «потребителями решений». В «умном» мире возникающие в любой сфере деятельности «затруднения» будут очень быстро оформляться как «проблемы», затем они будут переводиться в сформулированные «задачи», которые тут же начинают решаться и решаются.

Мы уже видим ростки этого «умного» мира в современности. Это предприятия с матричной организационной структурой. Это экспертные сети и узкоспециальные форумы. Это мобильные «команды проектов». Это доступные информационные базы и библиотеки, структурирующие «массовое знание».
Школы и университеты будущего станут ключевыми узлами такой сети плотных связей, существующих исключительно в виртуальном пространстве. Стандартный узел будет включать в том числе и систему интернет-порталов, где вынесены для общего доступа проблемы и задачи в разных сферах деятельности, совокупные образы будущего, примеры лучших практик. Такое «обобществление» задач, ресурсов и участников подстегнет прогресс, сделает его продуктом не отдельных организаций, а всех и каждого.

В более дальней перспективе исчезнет сами понятие «обучения» — для человека станет естественным существовать в состоянии «со-бытийности», в котором игра, творчество, самообразование и передача навыков станут единым процессом, определяющим ритм и качество жизни. Главное — не зарывать свой «главный талант» в землю.

Антон Первушин

Рубрика сайта: ЗАГЛЯНЕМ В БУДУЩЕЕ
Отправить ссылку другу


0


Рубрики

Лола Монтес: первая феминистка

Лола Монтес: первая феминистка

Она была неуживчива, норовила в лицо говорить дуракам правду – даже если это были высокопоставленные или коронованные дураки!

Богиня Рейна

Богиня Рейна

Белокурая красавица… Выдающийся режиссер… Ведьма… Как только ни называли самую знаменитую Львицу прошлого века – Лени Рифеншталь.

История индейской принцессы: сказка от Диснея и позорный миф

История индейской принцессы: сказка от Диснея и позорный миф

Реальная история Покахонтас была печальной. Европейцы и американцы должны ее считать постыдной.

Правила для конфликтных пар

Правила для конфликтных пар

Если знать принцип зодиакальных конфликтов, можно заранее постелить соломки. Астролог Валерия Браво рассказывает...


ДАР ТВОРИТЬ ДОБРО

ДАР ТВОРИТЬ ДОБРО

Интервью с потомственной ясновидящей, практикующим магом Ольгой Михайловной Боженовой.

МЕДИТАЦИЯ ДЕКАБРЯ

МЕДИТАЦИЯ ДЕКАБРЯ

В ноябре мы сосредоточим внимание и силу на течении воздуха.

МЕСЯЦ CТРЕЛЬЦА

МЕСЯЦ CТРЕЛЬЦА

Астрологический прогноз Сергея Симакова для всех знаков Зодиака. 

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

НОВЫЙ НОМЕР "СТУПЕНЕЙ"!

Вышел в продажу новый номер журнала "Ступени Оракула"!

Loading...

Астрологический прогноз — способ узнать будущее

Составлять астрологические прогнозы люди научились еще множество веков назад для того, чтобы иметь возможность лучше подготовиться к сюрпризам, которые готовит нам судьба. Ориентация в реальной жизни по небесным светилам является одним из способов приоткрыть завесу будущего. Звезды способны рассказать нам о предстоящих событиях и определить наши действия.

Каждый вправе сам решать, верить или не верить в астрологический прогноз, но тот факт, что астрология — это реальная наука со своими методами исследования и неоспоримыми результатами, сомнений не вызывает. Ни один астрологический прогноз не претендует на то, чтобы его воспринимали как единственно возможную истину. Предсказания по звездам дают нам путеводную нить, тему для размышлений и рекомендации, которые могут быть выполнены или нет в зависимости от личных пожеланий человека. Каждый волен строить судьбу по своему сценарию, но звезды способны помочь нам избежать некоторых ошибок, вовремя ухватиться за счастливый шанс и просто сделать жизнь немного легче и светлее.