Вирусы — пришельцы из космоса?

Все мы хотя бы раз в жизни болели вирусной болезнью. Это мог быть обычный сезонный грипп или что-нибудь посерьезнее. Но редко кто из нас задумывается, выписывая у терапевта очередной больничный лист, что механизм действия многих из этих болезней и их происхождение остаются такой же тайной за семью печатями, как сотни лет назад…

Микроскопические убийцы
По своему строению вирус напоминает одноразовый шприц. Едва прикоснувшись к живой клетке, он вводит в нее «пружинку» своей ДНК. После этого клетки начинает работать как вредитель, производя все новые и новые микроскопические «шприцы», начиненные смертью.

Вирусы были открыты в конце XIX века, и с тех пор выявлено и описано свыше пяти тысячи видов. Есть мнение, что их гораздо больше — миллионы, однако мы обращаем внимание только на тех, которые угрожают здоровью. К примеру, сегодня много пишут о вирусе Эбола, который был открыт в 1976 году и против которого пока нет надежного лекарства (в зависимости от штамма от 60 до 90% зараженных умирают в страшных мучениях). Есть и другие, не менее опасные.

Происхождение вирусов остается загадкой. Биологи-эволюционисты рассматривают три равноценные гипотезы. Первая гипотеза: вирусы когда-то были мелкими клетками, паразитирующими в более крупных; с течением времени они утратили гены, которые были «лишними» при паразитическом образе жизни. Вторая: вирусы могли появиться из фрагментов ДНК, которые «высвободились» из генома более крупного организма. И третья: вирусы возникли из сложных комплексов белков и нуклеиновых кислот в то же время, что и первые живые клетки, оставаясь зависимыми от последних миллиарды лет.

Ни одна из гипотез не может быть подтверждена фактами, поскольку вирусы не оставляют каких бы то ни было ископаемых останков, а их родственные связи можно изучать только методами молекулярной филогенетики. Та со своей стороны сообщает, что вряд ли вирусы имели общего предка, так как между их группами имеются очень значимые различия в организации генетического материала.

Среди микробиологов популярна шутка, что вирусы — это самые настоящие инопланетяне. Хотя вирусы построены по тому же генетическому коду, что и другие живые существа, в них слишком много чуждого и смертоносного. А как известно, в каждой шутке есть лишь доля шутки.

Тайна «испанки»
Одним из самых загадочных вирусов считается возбудитель печально знаменитой «испанки». Он появился в мае 1918 года и быстро охватил всю Европу, обогнав по количеству жертв убитых в Первую мировую войну. За восемнадцать месяцев пандемия этого гриппа унесла жизни свыше сорока миллионов человек из пятисот миллионов заболевших. Самое примечательное, что в «группе риска» оказались не дети и старики, как бывает при других вирусных заболеваниях, а молодые и сравнительно здоровые люди в возрасте от 20 до 40 лет. Развитие болезни выглядело ужасно: лица людей синели, больных разрывал сильнейший кашель, затем начиналось внутрилегочное кровотечение, в результате которого больной буквально захлебывался своей кровью. Несмотря на жесткие карантинные меры, остановить пандемию не удалось — она сама сошла на нет к концу 1919 года.

Когда ученые научились расшифровывать геном, возникла идея изучить «испанку», ведь долгое время считалось, что она представляет собой какой-то особый уникальный штамм гриппа. Образец был получен из трупа коренной жительницы Аляски, захороненной в вечной мерзлоте. Исследование было проведено в феврале 2001 года, но результат озадачил ученых: «испанка» ничем особенным не отличалась от известных сегодня и менее опасных пандемических вирусов гриппа. Больше того, выяснилось, что вирус проник в Европу за несколько лет до первой смертельной вспышки и распространялся в изолированных группах. Потом произошла незначительная мутация, и вирус стал смертельно опасным.

Откуда же он появился? Тут-то и возникло предположение, что «испанка» могла прилететь к нам из космоса — внутри Тунгусского метеорита, упавшего на Землю в июне 1908 года.

Управляемая панспермия
Инопланетная гипотеза происхождения вирусов хоть и считается маргинальной, но обсуждается на вполне авторитетном научном уровне. Впервые ее сформулировали американские биофизики Фрэнсис Крик и Лесли Оргел. В 1973 году они опубликовали статью, в которой утверждали, что жизнь на Земле возникла в результате управляемой панспермии, то есть кто-то намерено занес на нашу планету протоорганизмы, впоследствии развившиеся до высших биологических форм. Возможно, отмечали биофизики, это было сделано после какой-то глобальной катастрофы, постигшей «родительскую» цивилизацию, или, наоборот, инопланетяне собирались преобразовать наш мир под свои стандарты для будущей колонизации. В пользу необычной идеи приводятся два основных довода — универсальность генетического кода и значительная роль молибдена в некоторых ферментах. Молибден — очень редкий элемент для Солнечной системы. По словам авторов идеи, «родительская» цивилизация обитала возле звезды, обогащенной молибденом.

В рамках гипотезы управляемой панспермии находит свое место и ответ на вопрос о происхождении вирусов. Они могли служить чем-то вроде биологических роботов, которые с помощью своей ДНК корректировали эволюцию в нужном направлении. Однако за миллионы лет изначальная программа начала давать сбои, и микроскопический помощник превратился в коварного убийцу.

В то же время популярной остается гипотеза случайной панспермии. Что если никто специально Землю жизнью не заражал, а она сама зарождается в космических «инкубаторах» типа кометных ядер, а затем «высеивается» на планетах? Тогда вирусы могут и сегодня прилетать к нам из космоса.

Такого варианта гипотезы панспермии и происхождения вирусов придерживается, например, известный британский астробиолог Чандра Викрамасингх. Он прославился тем, что обнаружил в метеорите под названием Полоннарува, который считается частью кометы, окаменевшую диатомовую водоросль. В подтверждение своих выкладок астробиолог ссылается также на исследование коллег из Индии, запустивших в апреле 2005 года специальный воздушный шар, который взял на высотах от 20 до 40 километров различные образцы для исследования. В результате всестороннего изучения образцов было установлено, что на таких высотах существуют бактериальные колонии, причем девять из обнаруженных видов существуют на Земле, а три представляют собой абсолютно новые и ранее не известные виды. А вдруг они и впрямь прилетели из космоса?

Космический «Биориск»
Принять гипотезу панспермии мешает прежде всего мнение, что ни один организм не способен выжить в условиях внеземного пространства под воздействием обжигающих солнечных лучей, проникающей радиации, холода и невесомости.

Чтобы проверить гипотезу панспермии, на Международной космической станции были проведены эксперименты серии «Биориск-МСН». Космонавты разместили на наружной поверхности станции открытые контейнеры, в которые поместили некоторые виды бацилл, сухую икру, личинки комаров хирономид, яйца рачков, семена высших растений, споры бактерий и плесневых грибов. Каково же было удивление ученых, когда им удалось вернуть к жизни практически все образцы (погибли только семена томатов и икра рыб). Больше всего поразила выживаемость комаров хирономид — более 80% личинок восстановили жизнеспособность (результат оказался даже лучше, чем для спор и одноклеточных!). Это означает, что даже многоклеточные организмы в состоянии биологического покоя способны длительное время существовать в космическом пространстве. Почему же не могут выжить вирусы?

Больше того, недавний эксперимент «Тест», в ходе которого были собраны образцы с внешней поверхности иллюминаторов Международной космической станции, показал, что на ней есть следы морского планктона (!!!), а ведь планктон никак не мог быть занесен на Байконур, откуда блоки этой станции отправились на орбиту. Получается, поиски инопланетян не стоит ограничивать космическими далями. Вполне возможно, что они уже здесь — внутри нас с вами.

Июльские сюрпризы

Июль — один из самых необычных месяцев в году. Прогноз на ближайший месяц от шамана Дардо Кусто.

Коучи и неучи

Модное слово «коуч» повторяется на все лады, а самые известные из этой ловкой братии давно стали миллионерами.

Спасительный страх

Почему мы испытываем страх? Зачем это отвратительное липкое чувство? Парадоксально, но именно страх позволил человечеству сохраниться как биологическому виду.

Узнайте себя: как вы относитесь к врагам?

Давайте попытаемся понять, как вы относитесь к своим недоброжелателям и как это вас характеризует?

ГАЗЕТА "ОРАКУЛ" (АВГУСТ)

Лучшие материалы по астрологии и психологии, философии и магии, тайнах истории и паранормальных явлениях.

ЖУРНАЛ "СТУПЕНИ" (ИЮЛЬ)

Научно-популярные истории об удивительном и невероятном, мнения профессионалов и свидетельства очевидцев.

ЖУРНАЛ "СОВЕТЫ ОРАКУЛА" (ИЮЛЬ)

Магические советы, рекомендации целителей, предсказания астрологов, комментарии психологов на темы любви, здоровья, денег.

ЗВЕЗДНЫЕ ВЕХИ ГОДА

Прогноз от астролога Элеоноры Гинзбург.